Журнал VIPzone » Приключения » Традиции » Намадрези - Национальные традиции изготовления войлока
Намадрези - Национальные традиции изготовления войлока
Валяние... Забавное слово, однако, его продолжение - не безделье и праздность, а наоборот - трудоемкий процесс превращения облака шерсти в рукотворный предмет интерьера. Валяние войлока - это древнейшая техника изготовления нетканого материала из овечьей, верблюжьей, козьей шерсти. Интересно, что эта традиция была популярна когда-то и в Таджикистане.
Существуют два вида валяния шерсти: мокрое (вода и мыло) и сухое - фальцевание (с помощью иглы).
Процесс изготовления войлока имеет очень древнюю историю и даже описывается в библейской легенде о происхождении первого ковра из шерсти в Ноевом ковчеге.
Во времена Вселенского потопа кроме людей на судне Ноя находилось много разных зверей. Спутанная шерсть животных покрывала дно ковчега. Морские волны омывали пространство единственного убежища, а перемещения его обитателей по кускам шерсти стали последним этапом в изготовлении первого предмета интерьера в древнем мире. Когда «через 40 дней и ночей» ковчег Ноя «остановился на горах Араратских», палубу его прикрывала свалянная из войлока кошма...
Среди таджикского народа и территорий, где жили таджики в Центральной Азии, существует традиция, которая называется «намадмоли» или «намадрези». Как вы догадались, намад - по-таджикски означает войлок. Традиция имеет древние корни и началась она во времена, когда изделия из войлока играли роль современных красочных ковров. Намад изготавливали, вернее, вываливали, из овечьей шерсти, преимущественно, жители горной местности.
По словам известного таджикского ученого-фольклориста Рузи Ахмадова, который изучает народные традиции и обряды, он много путешествует по Таджикистану и видел, как изготавливают намад в горной местности (кухистане), и этим ремеслом занимаются, в основном, женщины.
- Такая картина наблюдается в Раштской долине, - говорит он. - Однако в некоторых районах валяние войлока считалось исконно мужским занятием, потому что этот процесс требует приложения больших усилий. Ведь для изготовления красочного ковра из войлока приходилось создавать узоры, которые надо было закрепить именно при помощи неоднократного катания войлока, а на это идут большие затраты сил. Сегодня в технике изготовления войлока ничего не изменилось. Шерсть собирают (стригут) с животного, затем чешут, моют, красят...
Технология изготовления тоже проста. Волокна шерсти имеют живую, эластичную структуру и состоят из мельчайших чешуек. Чешуйки сваливаются под воздействием воды и нужной температуры, затем превращаются в единое целое.
Вообще, количество людей при валянии войлока зависело от размера самого намада. Лучше всего намады получались из овечьей шерсти. Процесс валяния проходил таким образом: 8-12 мужчин садились на колени и начинали валять шерсть, время от времени смачивая ее водой. Сначала мастера-войло-коделы начинали тереть шерсть ладонями, потом локтями, причем нужно было всем делать ритмичные одинаковые движения. Таким образом, разложенную по земле шерсть удавалось свалять за 3-4 часа. Недопустимо было кому-то свалять быстро намад и идти впереди других, потому что, валяя сантиметр за сантиметром, намад сворачивали как ковер, и все должно было быть равномерным.
Кстати, намад не валяли в жаркую погоду. И при валянии выбирали чистое место в большом пространстве. Как только заканчивался процесс валяния, намад нельзя было сразу открывать, и приходилось ждать, примерно, 2 недели, чтобы цвет узоров впитался в войлок.
- Одно из преимуществ намада в том, что зимой, когда в горной местности особо холодно, он сохраняет пол в тепле, - добавляет Рузи Ахмадов.
Сегодня для создания «эксклюзивной авторской ткани» европейские дизайнеры вместе с шерстью валяют растительные волокна бананальна, крапивы, хлопка, сои, бамбука, целлюлозы, коконы шелка., кудри тонкорунных овец, флис (нечесаная шерсть), а также предметы декора.
По словам ученого, в Иране и Афганистане тоже валяли намад таким же образом. «Хотя Иран издревле славится своими «персидскими» коврами, для изготовления которых требовались специальные станки, намад был популярным и там, потому что для процесса нужны были только мастера-войлокоделы и различные сорта шерсти», - рассказывает он и добавляет, что у каждого мастера была своя манера придания узора, которая зависела от его фантазии и умения.
В горных районах Таджикистана искусно сделанный намад служил хорошим приданым для невесты. До сих пор в народном фольклоре Каратегина сохранилась песня «Намадрезон», которую пели женщины и девушки, изготавляя намад. Сидя на коленях, они валяли шерсть по узору, который подготовила мастерица, и напевали песню:
Резум, резуме, намад резуме,
Дар мобайни намадом гул мерезуме...
(Валяю, валяю, валяю я намад,
А посередине посажу цветы...)
Жаль, что традиции намадрези сейчас позабыты, и этот процесс можно иногда наблюдать лишь во время конкурсов народного творчества, примером которого является фестиваль «Андалеб». Сейчас намад вряд ли можно найти даже в отдаленной сельской местности. Все вытеснили иранские и турецкие ковры, а также синтетические паласы.
Обрадовала новость из Европы. К счастью, в 21 веке не утрачены секреты изготовления вещей из войлока, а даже наоборот, появилась мода на все «новое-древнее». И войлочные изделия - это не только тяжелые ковры, бурки, стельки, а инсталляции, арт-объекты, эпатажные предметы одежды, аксессуары «от кутюр», выполненные вручную («hand made»), которые стали сейчас очень цениться в передовых странах. Может, и нашим мастерам пора возрождать наши старые традиции?
Абдурахмон Рахмонов
Существуют два вида валяния шерсти: мокрое (вода и мыло) и сухое - фальцевание (с помощью иглы).
Процесс изготовления войлока имеет очень древнюю историю и даже описывается в библейской легенде о происхождении первого ковра из шерсти в Ноевом ковчеге.
Во времена Вселенского потопа кроме людей на судне Ноя находилось много разных зверей. Спутанная шерсть животных покрывала дно ковчега. Морские волны омывали пространство единственного убежища, а перемещения его обитателей по кускам шерсти стали последним этапом в изготовлении первого предмета интерьера в древнем мире. Когда «через 40 дней и ночей» ковчег Ноя «остановился на горах Араратских», палубу его прикрывала свалянная из войлока кошма...
Среди таджикского народа и территорий, где жили таджики в Центральной Азии, существует традиция, которая называется «намадмоли» или «намадрези». Как вы догадались, намад - по-таджикски означает войлок. Традиция имеет древние корни и началась она во времена, когда изделия из войлока играли роль современных красочных ковров. Намад изготавливали, вернее, вываливали, из овечьей шерсти, преимущественно, жители горной местности.
По словам известного таджикского ученого-фольклориста Рузи Ахмадова, который изучает народные традиции и обряды, он много путешествует по Таджикистану и видел, как изготавливают намад в горной местности (кухистане), и этим ремеслом занимаются, в основном, женщины.
- Такая картина наблюдается в Раштской долине, - говорит он. - Однако в некоторых районах валяние войлока считалось исконно мужским занятием, потому что этот процесс требует приложения больших усилий. Ведь для изготовления красочного ковра из войлока приходилось создавать узоры, которые надо было закрепить именно при помощи неоднократного катания войлока, а на это идут большие затраты сил. Сегодня в технике изготовления войлока ничего не изменилось. Шерсть собирают (стригут) с животного, затем чешут, моют, красят...
Технология изготовления тоже проста. Волокна шерсти имеют живую, эластичную структуру и состоят из мельчайших чешуек. Чешуйки сваливаются под воздействием воды и нужной температуры, затем превращаются в единое целое.
Вообще, количество людей при валянии войлока зависело от размера самого намада. Лучше всего намады получались из овечьей шерсти. Процесс валяния проходил таким образом: 8-12 мужчин садились на колени и начинали валять шерсть, время от времени смачивая ее водой. Сначала мастера-войло-коделы начинали тереть шерсть ладонями, потом локтями, причем нужно было всем делать ритмичные одинаковые движения. Таким образом, разложенную по земле шерсть удавалось свалять за 3-4 часа. Недопустимо было кому-то свалять быстро намад и идти впереди других, потому что, валяя сантиметр за сантиметром, намад сворачивали как ковер, и все должно было быть равномерным.
Кстати, намад не валяли в жаркую погоду. И при валянии выбирали чистое место в большом пространстве. Как только заканчивался процесс валяния, намад нельзя было сразу открывать, и приходилось ждать, примерно, 2 недели, чтобы цвет узоров впитался в войлок.
- Одно из преимуществ намада в том, что зимой, когда в горной местности особо холодно, он сохраняет пол в тепле, - добавляет Рузи Ахмадов.
Сегодня для создания «эксклюзивной авторской ткани» европейские дизайнеры вместе с шерстью валяют растительные волокна бананальна, крапивы, хлопка, сои, бамбука, целлюлозы, коконы шелка., кудри тонкорунных овец, флис (нечесаная шерсть), а также предметы декора.
По словам ученого, в Иране и Афганистане тоже валяли намад таким же образом. «Хотя Иран издревле славится своими «персидскими» коврами, для изготовления которых требовались специальные станки, намад был популярным и там, потому что для процесса нужны были только мастера-войлокоделы и различные сорта шерсти», - рассказывает он и добавляет, что у каждого мастера была своя манера придания узора, которая зависела от его фантазии и умения.
В горных районах Таджикистана искусно сделанный намад служил хорошим приданым для невесты. До сих пор в народном фольклоре Каратегина сохранилась песня «Намадрезон», которую пели женщины и девушки, изготавляя намад. Сидя на коленях, они валяли шерсть по узору, который подготовила мастерица, и напевали песню:
Резум, резуме, намад резуме,
Дар мобайни намадом гул мерезуме...
(Валяю, валяю, валяю я намад,
А посередине посажу цветы...)
Жаль, что традиции намадрези сейчас позабыты, и этот процесс можно иногда наблюдать лишь во время конкурсов народного творчества, примером которого является фестиваль «Андалеб». Сейчас намад вряд ли можно найти даже в отдаленной сельской местности. Все вытеснили иранские и турецкие ковры, а также синтетические паласы.
Обрадовала новость из Европы. К счастью, в 21 веке не утрачены секреты изготовления вещей из войлока, а даже наоборот, появилась мода на все «новое-древнее». И войлочные изделия - это не только тяжелые ковры, бурки, стельки, а инсталляции, арт-объекты, эпатажные предметы одежды, аксессуары «от кутюр», выполненные вручную («hand made»), которые стали сейчас очень цениться в передовых странах. Может, и нашим мастерам пора возрождать наши старые традиции?
Абдурахмон Рахмонов
Метки: традиции
Похожие новости:
Проекты чистой воды
Две трети площади планеты Земля. Восемьдесят процентов человеческого тела. Стихия, в которой зародилась жизнь на Земле. Есть еще миллион причин, чтобы написать хвалебную оду воде, которая стала темой третьего открытого международного конкурса Designpreis Halle.
Геннадий Александров: «Пока я - жив, моя песня будет жить»
«Птица счастья, край мой милый, под свое возьми крыло...», - напевая мотив этой старой, доброй песни, невольно возвращаешься в те времена, когда высокие чинары заботливо укрывали весь город от солнца, в арыках журчала чистая вода, а по двору бегала счастливая советская ребятня... Эта песня из легендарного фильма «Джура - охотник из Мин-Архара». Но совсем немногие знают о том, кто написал к ней
Затерянный рай Ягноб
В мире с катастрофической скоростью исчезают места девственной природы и самобытной культуры, уцелевшие от антропогенного давления глобализации. К счастью, в Таджикистане, благодаря обширному и порой недоступному горному рельефу, все еще есть возможность сохранить и передать будущим поколениям участки этнокультурных и природных ценностей, дошедших до нас в практически неизменном состоянии.
Сохраним себя
Генеральный директор НАДЖТ, первый заместитель генерального директора ООО МЗО «Имон Интернешнл» - Гульбахор Махкамова, кандидат исторических наук делится с журналом VIPzone своими мыслями о древнем таджикском искусстве сюзане и путях его возрождения.
Потомки пари
Горный Бадахшан - заповедник, в седой истории которого переплелись реальность и сказка. Сам уклад памирской жизни, необыкновенная природа края таковы, что порой кажется, ты сам становишься свидетелем старинных легенд.
Популярные новости
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
Статьи >> Все статьи
TopVideo: два года с вами!
22.03.2014
В конце уходящего года команда TopVideo отметила свое двухлетие и в рамках празднования дня основания видеохостинга объявила конкурс -«Самое лучшее видеопоздравление».
Обложка >> Все статьи
Шохрух Саидов. Не представитель «золотой молодежи»
Несмотря на молодость, этот человек уже сейчас узнаваем в обществе. Имея два высших образования - экономическое и юридическое, он «болеет» футболом и не боится один пуститься в преследование за кабаном. Гость VipZone- глава футбольного клуба «Истиклол» Шохрух Саидов.
«Сомон Эйр». Философия успеха
Согласитесь, что любая наша поездка начинается с выбора авиакомпании. И многие наши соотечественники выбирают для безопасного полета компанию «Сомон Эйр», где на борту воздушного судна вы всегда можете почувствовать себя желанным гостем. О составляющих успеха ведущей авиакомпании страны размышляет ее генеральный директор г-н Ллойд Пакстон.