Потомки пари

Горный Бадахшан - заповедник, в седой истории которого переплелись реальность и сказка. Сам уклад памирской жизни, необыкновенная природа края таковы, что порой кажется, ты сам становишься свидетелем старинных легенд.

ЛАНГАР - ОСТАНОВКА В ГОРАХ

Когда едешь по Ваханской долине, поражаешься, как за голыми стенами перевала и так называемых «марсианских пустынь» появляется, словно цветущий оазис, зеленый кишлак Лангар, с его цветущими полями и уходящими в небо тополями. Не зря «Лангар» означает «истгох», то есть, «остановка». Здесь проходил Великий Шелковый путь, и по пути можно увидеть развалины караван-сараев, где останавливались торговцы.

Ближе к Лангару можно разглядеть снежную панораму афганского Гиндукуша и пакистанских Каракорумов. Основным занятием местных жителей является скотоводство. Летние поселения - айлоки, расположенные, как правило, выше кишлаков, практически воспроизводят картину быта и жизни наших предков. Все лето они делают заготовки на зиму, пасут коз, овец, делают масло и каймок, курут, а потом, где-то в сентябре, возвращаются в кишлак. Кажется, время не властно над этими местами...

Древнее название кишлака Лангар - «Кихн», что в переводе означает «холодное место». Многие жители Лангара, а также близлежащих кишлаков - Зонг, Дирч, по рассказам предков, являются потомками пари (пери) - легендарных существ, которых воспевали классики таджикско-персидской поэзии. На Памире также верят в существование албасти - мифических существ демонического происхождения.

Потомки пари


В Лангаре мы остановились в гостевом доме у Ёдгора Муллоева. Вечером за пиалой чая решили расспросить хозяев о местных легендах. Хотя, как мы заметили, о таких вещах тут рассказывают неохотно, Ёдгор, который был когда-то учителем, кое-что нам все-таки поведал.

Меня интересовало, знает ли он, что это за мифические существа, откуда они появились? Неужели и вправду он, человек образованный, верит в существование мифических существ?

- Албасти - это существа, которые жили до нас и будут жить всегда. Так говорят. Чем-то они похожи на людей, но ближе к дэвам и пари, - спокойно заметил акай Ёдгор -Обычно они надевают белую одежду, и порой вы не отличите их от обычного человека.

Наши глаза округлились:
- Здесь есть и дэвы, и пари?
- Пари тоже жили тут, среди нас, но когда среди людей стало много нечистот, хароми, помыслы людей стали плохими, все они покинули наши места и перестали появляться.
- Что, их кто-нибудь видел?
- Их видел мой дед, отец...
- А куда они ушли?
- Этого никто не знает. Они ушли туда, где нет людей.

Я не унималась:
- А как можно отличить пари от албасти?
- Пари похожи на людей, но они необыкновенно красивы. Настолько, что человек, встретивший пари, сразу влюбится. Есть много случаев, когда пари и люди имели физическую связь, вступали в брак.
- Вам известны такие случаи?

Ответ меня ошарашил:
- Да, моя жена - потомок пари. Её прабабушкой была пари.

Мое воображение уносится в те сказочные времена, где люди влюблялись в необыкновенных красавиц, которых встречали в горах, возле озер и рек...

Такие истории обычны на Памире, в них не видят ничего сверхъестественного. «Если не делать им ничего плохого, они не причинят вреда», - считают местные. Блуждая иногда целыми днями по памирским горам с рюкзаком, мы это чувствовали. Как будто невидимые глаза следили за нами, и мы шли, ведомые лишь чистыми намерениями. «Иначе тут нельзя,- говорил голос внутри. - Это Памир, и мы тут гости...».

Мы спросили Ёдгора, остались ли еще какие-либо следы существования в этих местах пари и албасти?

Он ответил, что недалеко, под пиком Энгельса-есть камень, из которого льется кровь и молоко. Легенда гласит, что здесь жил человек, который имел с пари связь. Они разрешали ему приходить к ним, но запретили приводить с собой какое-либо живое существо. И однажды, переходя через речушку, что была по дороге к месту обитания пари, он заметил, что за ним увязался щенок. Как ни пытался он прогнать щенка, все было тщетно. Мужчина сжалился над ним и спрятал под рубаху так, чтобы пари не увидели. Когда пари подошли к мужчине, раздался собачий лай. Они схватили человека и убили. В том месте, где пари доили коз, стоял камень, на который капали сцеженное молоко и кровь убитого человека. До сих пор с камня капают молоко и кровь.

МАЗОР И ПАМИРСКИЙ ДОМ

Напившись чаем «с легендами», на следующий день мы отправились к мазору, где похоронен Хазрати Шохкамбари Офтоби - человек, который принес на Памир ислам. Словно снегом усыпана его могила тополиным пухом, который лежит и на ветвях арчи XII века, посаженной самим Офтоби. У входа стоит сооружение вроде танура с несколькими отверстиями. Это след зороастрийской эпохи. Здесь на праздники делают «худой» - жертвоприношения. Танур украшен рогами архаров и горных козлов, которые остаются от худой. Прямо напротив мазора расположен музей традиционного памирского дома, вручную сделанный золотыми руками усто, который и следит за домом, одновременно являясь гидом для посетителей.

Верования памирцев проникнуты философией, особым отношением к смыслу жизни и жизненному укладу. Они очень глубоки и имеют древнюю историю. Много веков назад они исповедовали зороастризм. Следы этой первой в мире дуалистической религии хранятся здесь и поныне. Памирский дом и сегодня строится, согласно традиции, уходящей корнями в глубину веков. В центре большой комнаты стоят пять колонн, символизирующих пять главных пророков ислама. По периметру расположены возвышения, где проходит домашняя жизнь памирцев. В потолке над центром комнаты имеется окно, которое заключено в четыре концентрических квадратных отверстия, символизирующих четыре стихии.

Еще одна достопримечательность Лангара - петроглифы - наскальные изображения. Датировка петроглифов неизвестна. Надо подниматься в гору до больших камней около получаса. Здесь вашему взору открываются выгравированные на камне сцены охоты на горных козлов. Есть и абсолютно непонятные изображения, похожие на колеса, символ солнца - свастику, изображения магических существ.

ГДЕ ОБИТАЮТ АЛБАСТИ

Выше Лангара, в кишлаке Дирч, есть небольшое озеро, которое, как говорят, не имеет дна. Подойдя к озеру, мы увидели болотистый берег, а в центре зеленым контуром обозначен провал. Недалеко есть пещера под названием Тир. Как рассказал нам местный проводник Аёмбек, там однажды нашли скелет женщины, кормящей грудью ребенка. Преодолевая страх-, мы поднялись наверх. Сложенное природным завалом и каменными плитами, большое городище ограждалось подобием крепостных стен. Аёмбек сказал, что здесь прятались басмачи, после чего бежали в Афганистан. Могли ли это соорудить басмачи или это сделал кто-то до них? Но кто и зачем? Эти вопросы не давали нам покоя. Наконец, найдя большой лаз, мы спустились в пещеру. Она оказалась довольно глубокой. Следы сажи, запах сырости и темнота не останавливали нас. На одной из стен фонарь обнаружил надпись, датированную 1937 годом. Один из коридоров пещеры был уложен костями животных. Видимо, животные были забиты кем-то для пропитания, что прямо указывает на то, что здесь жили люди. Хруст костей под ногами, могильный холод, тусклый свет фонаря и гулкое эхо заставили учащенно биться наши сердца. За коридором следовали многочисленные ходы, один из которых уводил на второй и третий этажи - в камнях торчали прутья, на которых держались каменные плиты. Какие экспедиции были здесь раньше и что они обнаружили, мы не знаем - фонарь потух, и нам пришлось пойти назад. Однако Аёмбек говорит, что недалеко от пещеры местные когда-то нашли клад - две древние книги и одно старинное стрелковое оружие.

По рассказам Аёмбека, один раз в год к ним с этой стороны спускаются две пари, чтобы украсть чистого душой юношу. Забирают его утром, но вечером приводят, оставляют в том месте, где забрали, а сами возвращаются обратно. Но юноша больше не желает жить в кишлаке и хочет обратно к пари.

На наш вопрос, что рассказывали парни, что с ними происходило, куда они ходили, он лишь пожал плечами: - Такие парни обычно долго молчат - становятся «за-бонбаста». Мы стараемся такого человека какое-то время не трогать, не расспрашивать, чтобы он пришел в себя. Иногда приходится прибегать к мулло, чтобы он «почитал» молодого человека. Один юноша с Лангара даже умер - такой сильной была его тоска по пари.

Все местные верят в албасти, пари и дэвов также, как и в существование Солнца и Луны. В Коране их называют «инсу джине». В сказаниях многих азиатских народов есть упоминание об этих существах, причем, названия схожи. Алмасты, алвасты - говорят кыргызы, кавказцы, узбеки. Дэв встречается в эпосе «Шахнаме» Фирдавси, про пари написано множество рубай и газелей.

Что это? Забытое прошлое наших предков? Если так, то на Памире оно живо до сих пор...

Автор: Аниса Абидова
VIPzone, август-сентябрь/2011


Метки: Бадахшан, достопримечательности, Памир

Похожие новости:

Ода Бахе

Ода Бахе
Это не опечатка, и речь идет не о знаменитом композиторе Иоганне Себастьяне Бахе. Посвящаю эти строки уличному рэперу, кумиру таджикской молодежи по имени Баха-84.

Нишалло. Белоснежное наслаждение

Нишалло. Белоснежное наслаждение
В очередной Рамазан на базарах традиционно начинают продавать старинное таджикское лакомство - нишалло. Видишь его и сразу вспоминается, как в детстве мы окунали мизинец в пиалу и смаковали сладчайшую на свете белую глазурь!

Судьбы сплетенье...

Судьбы сплетенье...
Так получилось, что выход этого номера журнала совпал по времени с празднованием 20-летия Независимости нашей страны. С событием, которое мы, естественно, не могли игнорировать. Этой, отнюдь не гламурной теме, в нем уделено особое внимание. Тем более что жизнь каждого из нас переплетена с судьбой страны, в которой мы когда-то родились и сегодня живем.

Отказ от роскоши

Отказ от роскоши
Наш московский автор Марина Душанбиева стремится к роскоши. Но не к материальной.

«Стать миллионером просто!»

«Стать миллионером просто!»
Таджикский предприниматель Зайд САИДОВ на своем примере показал, что потеря министерского кресла – вовсе не трагедия, а просто новая страница в жизни, еще одна возможность для собственного развития. При этом наш герой считает, что во всех жизненных ситуациях его спасает вера.


Популярные новости
«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

TopVideo: два года с вами!

TopVideo: два года с вами!

В конце уходящего года команда TopVideo отметила свое двухлетие и в рамках празднования дня основания видеохостинга объявила конкурс -«Самое лучшее видеопоздравление».
Обложка >> Все статьи
«Окно в Париж»

«Окно в Париж»

«Окно в Париж» в своей душе наша героиня «прорубила» несколько лет назад.
Шохрух Саидов. Не представитель «золотой молодежи»

Шохрух Саидов. Не представитель «золотой молодежи»

Несмотря на молодость, этот человек уже сейчас узнаваем в обществе. Имея два высших образования - экономическое и юридическое, он «болеет» футболом и не боится один пуститься в преследование за кабаном. Гость VipZone- глава футбольного клуба «Истиклол» Шохрух Саидов.
«Сомон Эйр». Философия успеха

«Сомон Эйр». Философия успеха

Согласитесь, что любая наша поездка начинается с выбора авиакомпании. И многие наши соотечественники выбирают для безопасного полета компанию «Сомон Эйр», где на борту воздушного судна вы всегда можете почувствовать себя желанным гостем. О составляющих успеха ведущей авиакомпании страны размышляет ее генеральный директор г-н Ллойд Пакстон.
Логин
Пароль
Запомнить