Просто Гуля

Ее девизом по жизни стала строка из стихотворения ее отца известного таджикского поэта Гаффора Мирзо: «… Ман накунам, ки мекунад?» - «Если не я, то кто?» Она всегда писала стихи на русском, но скоро в Париже впервые выйдет сборник ее французских стихов. Она - автор и режиссер около двадцати документальных фильмов, снятых на киностудиях Таджикистана, России и Франции. Она - Гульбахор Мирзоева. Или просто Гуля.

Поступок
Дочь народного поэта Таджикистана Гаффора Мирзо и академика Мухибы Якубовой, поэтесса и кинодокументалист Гульбахор Мирзоева вот уже почти двадцать лет живет в Париже. Имеет французский паспорт, но француженкой себя не считает. Не любит слово «патриот», но те фильмы, в которых Гуля (теперь ее повсюду называют именно так) рассказывает всему миру о своей родине и соотечественниках, говорят о ее далеко небезразличном отношении ко всему, что связано с нашей страной.

Вообще, в ее жизни было немало случаев, когда Гуля одна шла против течения, отстаивала свою точку зрения. Например, в первые годы перестройки, будучи молодым членом коммунистической партии, она выступила против строительства музея им. Ленина в Душанбе. Гуля аргументировала свою категоричность, прежде всего, абсурдностью этой идеи. К тому же, на строительство музея было выделено 10 миллионов советских рублей (для нового поколения отметим, что в середине 80-х годов 10 млн. рублей равнялись, примерно, $14 млн.). На эту сумму можно было построить десятки школ. "В Таджикистане, в первую очередь, нужно строить то, что необходимо для развития и образования общества", - заявила она на партсобрании. Тогда ее почти никто не поддержал, и некоторое время спустя она написала заявление о выходе из рядов партии. В те годы для молодой восточной женщины это был экстраординарный поступок.

В поисках самовыражения
Русскоязычная поэтесса, таджичка по происхождению, она переживала от осознания того, что не могла определить, к какой культуре себя причислить, ведь таджикский был языком повседневного общения, русский – языком самовыражения. Во время приезда в нашу республику всемирно известного писателя Чингиза Айтматова ему представили Гульбахор Мирзоеву со словами: «Вот наша первая ласточка, она пишет по-русски». Мудрый Айтматов тогда с грустной улыбкой произнес: «Бедная птичка...». Он-то хорошо знал, что такое душевные метания в поисках себя...

Гуля Мирзоева окончила Литературный институт им. Горького в Москве, она насквозь была пропитана русской поэзией. И все то, о чем хотела поделиться в своих произведениях, она могла выразить ясно только на языке Пушкина. Чем бы Гуля ни занималась, будь то стихи, литературные переводы, публикации статей по литературе и искусству или создание сценариев для документального кино, она постоянно продолжала искать пути для большего самовыражения. Эти поиски привели ее в кинематограф. Отец, узнав о твердом решении дочери всерьез заняться кино, был возмущен. Он ругал Гулю за ее опрометчивый поступок и в сердцах бросил: «Как можно променять высокую поэзию на то, что подобно уличной девке?!»

Позже, увидев первый фильм Гули, который имел успех на различных кинофестивалях, папа, сменив гнев на милость, признал и оценил творчество дочери. В ее фильме "Возвращение в Душанбе", снятом в 1999 году, есть сцена, где Гаффор Мирзо говорит ей: "Такова наша с тобой судьба, доченька. До конца жизни я буду писать, а ты до конца жизни будешь снимать..." То было отцовским благословением.

Школа выживания
В 1983 году вышел в свет первый сборник ее стихов «Поле цветущего клевера», в 89-м – новый томик стихов «Исцеление» и 10-минутный документальный фильм «Двое», снятый на киностудии «Таджикфильм». На этой студии она сняла еще три фильма. А в 1990 году Гуля получила предложение работать режиссером на АТВ (Авторское телевидение) в студии Останкино в Москве. Это был прорыв. Работа в группе высокопрофессиональных телевизионщиков поглотила ее целиком и полностью. В августе 1991 года, узнав о путче, Гуля рано утром обзвонила свою съемочную группу, приехала к уже окруженной войсками телебашне Останкино, вместе с коллегами вынесла оттуда съемочную аппаратуру и поехала к Белому дому. Три дня она вместе со съемочной группой прожила в редакционном УАЗике, снимала все, что происходило вокруг Белого дома. Для Гули эти страницы жизни стали школой выживания. В будущем, помимо тревожных дней путча, школой выживания для нее неожиданно стали и первые годы жизни во Франции.

Окно в Париж
В 1992 году Гуля поехала с дочкой во Францию погостить у друзей. Здесь ей суждено было встретиться с человеком, ради которого она бросила свой дом, родных, друзей, режиссерскую работу в Москве. Полюбив его, она, не раздумывая, вышла за него замуж, родила сына. В первые годы жизни во Франции было невыносимо тяжело - мучила ностальгия по родине. Нужно было все начинать с нуля: учить чужой язык, постигать нравы и привычки незнакомого народа, узнавать новые обычаи, культуру, искать себе работу, наконец.

Закончив двухгодичные языковые курсы в Сорбонне, она уехала жить в Страсбург, где получил работу ее муж. В Страсбурге Гуля стала преподавать русский язык в Университете гуманитарных наук имени Марка Блока, там же читала курс по истории советского кино. Быть преподавателем университета во Франции очень престижно, на каждое место преподавателя приходится 5-7 претендентов. Но Гулю это не прельщало, она тосковала по работе в кино. Постепенно она стала узнавать секреты доступа в мир производства документальных фильмов в этой стране. Встреча в Страсбурге с продюсером, влюбленным в Восток, приблизила Гулю к ее мечте - работе в кино. Она сняла свой первый авторский фильм «Там, за лесом», нечто среднее между документальным и игровым кино. Помимо французского телеканала ARTЕ фильм финансировали немцы и бельгийцы. Эта картина о турецких чабанах-музыкантах завоевала несколько призов на международных фестивалях документального кино в Париже, Монреале, Сан-Паоло, Пусане, Амстердаме... Она же дала автору путевку во французское кино. Так, Гуля снова вернулась в кинематограф...

Она мечтает снять свой первый игровой фильм, сценарий которого уже написан. Ее продюсеры ищут на него деньги. Попасть в мир игрового кинематографа - непросто. Но она уверена, что это возможно. Главное – работать. Потому что кино – это тяжелая работа. "Даже великий Орсон Уэллс по семь лет ждал запуска своих фильмов. Я знаю, что труд и надежда обязательно дадут свои плоды", - говорит
Гуля.

«Добро» от Горбачева
...Чтобы получить согласие Михаила Горбачева на съемки документального фильма «Михаил Горбачев. От первого лица» пришлось ждать не месяц и не два...
- Что нового можно сказать? В преддверии своего 80-летия я в день даю 6-8 интервью! Устал, иссякли силы и мысли, работы - непочатый край…
- Михаил Сергеевич, я не интервью хочу у вас получить. Я хочу снять кино...
- Ну, ты замахнулась! Смелая. Хорошо, снимайте на камеру все, что сможете и успеете. Разрешаю иногда сопровождать, снимать, что позволительно протоколом. Но отвлекаться от своих дел я не буду.

Телеканал ARTЕ, согласившийся финансировать проект, после долгих ожиданий довольно скептически прогнозировал судьбу фильма. В какой-то момент почти никто – ни продюсер, ни менеджеры канала - уже не верили, что Горбачев разрешит себя снимать. А Гуля в это время сидела в киноархивах и библиотеках Красногорска, Москвы, Реутова, Парижа - изучала, выискивала, штудировала... Чтобы снять фильм о такой личности, как Горбачев, нужно было досконально знать его биографию, его сомнения, поражения, победы. Нужно было понять его как человека, быть готовой не просто ответить на любой его вопрос, но и знать контекст всей его жизни...

Следуя вместе со съемочной группой за Михаилом Сергеевичем по разным странам, они снимали буквально все, но не было главного – беседы, откровения…

Наконец, Горбачев назначил встречу Гуле с ее съемочной группой у себя в кабинете в Москве. Волнения, сборы, точное прибытие, огромная кипа фотографий Горбачева на журнальном столике, перед которым Гуля его посадила...
Она сама была ошеломлена тем, что всего за полтора часа Горбачев полностью ей открылся, возникло ощущение, будто они знакомы давным-давно.
В конце ноября в Париже состоится премьера фильма. Михаил Сергеевич обещал приехать лично.

За кадром
Когда она переехала во Францию, дочке Саиде было восемь лет, сын Самюэль родился уже там.
Гуля старалась воспитывать детей по восточным канонам, чтобы передать им хоть частичку тепла таджикской земли. Казалось бы, все в ее жизни складывается гладко. Но 10 лет назад жизнь вдруг дала трещину – семья распалась. Гуля осталась одна с детьми, на больничной койке, без средств к существованию. Она настолько была выбита из колеи, что понадобилось три года, чтобы восстановить силы, прийти в себя. Чтобы выжить, она мыла полы в одном учреждении, пела в ресторане под гитару. Вспоминая тот период своей жизни, Гуля неустанно повторяет: если бы не друзья и не мама, она бы тогда не выжила. Но в этих судорожных попытках выжить, она вдруг поняла что-то важное. Что она сильная, что всегда сможет найти свой кусок хлеба, выход из любой жизненной ситуации. Теперь в тех испытаниях она видит логику: по-видимому, страдания человеку даны, для того чтобы проверить себя, найти в себе самом что-то новое, заново раскрыться миру.

- Мой дом и моя душа всегда открыты для людей. Люди это чувствуют и отвечают тем же. Меня часто спрашивают: чего во мне больше - европейского или восточного? Честно говоря, не знаю. Я так привыкла жить в мультикультурном мире, у меня все так сплелось в жизни...
В юности мы отстаивали право быть "людьми мира". Может, это утопия. Но меня всегда тянуло к эфемерному, утопическому, недостижимому. Так же интереснее жить, правда?

***

Не обручальный – обреченный
стелился звон по нашим душам,
как по полям...
И усеченный
остаток неба был послушен
вспотевшей горсти звонаря,
и высыхали все моря,
и небо прикасалось к душам.

Воспоминание – игра,
сведение мостов - не боле.
Пора нелетняя. Пора
сворачивать свое застолье – и в путь:
пожитки на шесток –
и неба впрок, и смерти вдоволь,
все в узелок - и в путь.
И снова
я спотыкаюсь бестолково
о каждый сущий бугорок.

Гуля Мирзоева


Автор: Мавлюда Рахматова
Фото: из личного архива Гули Мирзоевой
VIPzone, август-сентябрь/2011


Метки: таджики

Похожие новости:

История первая: «Хна на мизинце»

История первая: «Хна на мизинце»
Они познакомились в американском колледже. Он - Сухроб Маннонов, таджикский парень, выпускник Таджикского технического университета и бывший «азиат» - менеджер Asia-Plus, уехавший в Америку учиться.

История третья: «Как по подиуму!»

История третья: «Как по подиуму!»
Это было два года назад. Двоюродная сестра героини этой истории живет в районе Политехникума столицы. Там же по соседству одно время жили футболисты команды ЦСКА - Памир. Там они и познакомились – наша героиня Азиза и Чарльз Накути – нападающий команды, легионер из республики Гана.

В стране Суоми

В стране Суоми
Как «горячий финский парень» Маъмурхон АКРАМОВ стал своим в чужой стране.

Баха-84: «Не могу жить без рэпа»

Баха-84: «Не могу жить без рэпа»
Он показал свою неординарность. Наша встреча состоялась не в какой-нибудь кафешке или дома, как обычно принято, а в …садике, на скамейке. По-хулигански. Под гитару. Причем, к концу интервью садик закрыли, и мне, 40-летней тетке, пришлось вспоминать детство и перелазить через забор.

«Стать миллионером просто!»

«Стать миллионером просто!»
Таджикский предприниматель Зайд САИДОВ на своем примере показал, что потеря министерского кресла – вовсе не трагедия, а просто новая страница в жизни, еще одна возможность для собственного развития. При этом наш герой считает, что во всех жизненных ситуациях его спасает вера.


Популярные новости
«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

TopVideo: два года с вами!

TopVideo: два года с вами!

В конце уходящего года команда TopVideo отметила свое двухлетие и в рамках празднования дня основания видеохостинга объявила конкурс -«Самое лучшее видеопоздравление».
Обложка >> Все статьи
«Окно в Париж»

«Окно в Париж»

«Окно в Париж» в своей душе наша героиня «прорубила» несколько лет назад.
Шохрух Саидов. Не представитель «золотой молодежи»

Шохрух Саидов. Не представитель «золотой молодежи»

Несмотря на молодость, этот человек уже сейчас узнаваем в обществе. Имея два высших образования - экономическое и юридическое, он «болеет» футболом и не боится один пуститься в преследование за кабаном. Гость VipZone- глава футбольного клуба «Истиклол» Шохрух Саидов.
«Сомон Эйр». Философия успеха

«Сомон Эйр». Философия успеха

Согласитесь, что любая наша поездка начинается с выбора авиакомпании. И многие наши соотечественники выбирают для безопасного полета компанию «Сомон Эйр», где на борту воздушного судна вы всегда можете почувствовать себя желанным гостем. О составляющих успеха ведущей авиакомпании страны размышляет ее генеральный директор г-н Ллойд Пакстон.
Логин
Пароль
Запомнить