Журнал VIPzone » Люди » Интервью » Обладатель «Екатерины Великой»
Обладатель «Екатерины Великой»
Таджикский композитор получил высокую российскую награду.
В 2012 году егоизбрали действительным членом Академии русской словесности и искусства имени Державина г. Санкт-Петербург и за музыкальные труды вручили золотую медаль имени Сергея Есенина. А в конце прошлого года за научный вклад в музыкальное искусство нашего героя удостоили премией Академии «Екатерина Великая». Знакомьтесь, гость VIPzone – композитор, переводчик, профессор Хуршед Ниёзи.
- Как так получилось, что ваши работы попали на конкурс в другой стране?
- Если вы в курсе, три года назад таджикский поэт Хасан Холов был принят в Академию русской словесности и именно он стал инициатором того, чтобы я отправил свой научный труд - перевод «Большой книги о музыке» величайшего нашего классика Абунасри Фороби на рассмотрение комиссии. Это произведение было переведено на русский язык впервые. Так, через тысячу лет мир узнал, что первая теория музыки была написана не европейскими композиторами, как было принято считать, а пришла намного раньше - с Востока. Благодаря переводу книги Фороби, стало известно, что теория музыки, ее сочинения и исполнения принадлежат искусству Х века, и поэтому эксперты, изучив книгу, решили меня так высоко отметить.
Замечу, что среди номинантов на награду были известные научные умы в области культуры и науки из России, Израиля, США, Финляндии, Беларуси, но орден получил только я, остальные были удостоены золотой медали имени Сергея Есенина, которую мне вручили еще год назад за музыку к кинофильму «Неприкаянная душа» таджикского режиссера Абдулхая Зокирова. Кстати, тогда же меня избрали действительным членом академии.
- А когда прошло награждение?
- В конце декабря президент Академии русской словесности и искусств Евгений Павлович Раевский пригласил меня на 10-летний юбилей академии, где на фортепиано я исполнил свои романсы «Свет» и «Жасмин», написанные в жанре восточного импрессионизма. Также я сыграл романс «И мать узришь» по мотивам стихотворения Тимура Зульфикарова. Пользуясь случаем, хочу выразить свою благодарность за поддержку господину Раевскому, который также подготовил передачу о моем творчестве на питерском телеканале «ВОТ!».
- Уважаемый устод Ниёзи, расскажите немного о себе, своей творческой карьере, как вы попали в искусство.
- Я – коренной душанбинец, родился в семье медиков. Отец 40 лет проработал врачом на станции «скорой помощи», а мама - медсестрой в поликлинике №1. Так что к искусству они никакого отношения не имели. В 1968 году, когда я еще был маленьким, отец познакомился с известным советским композитором Якубом Сабзановым. Увидев во мне музыкальные способности, он предложил отдать меня вмузыкальную школу. Мой отец, как человек, далекий от искусства, наивно спросил Сабзанова: «А что это даст моему сыну?» На что композитор в шутку ответил: «У него будет много денег». В первом классе музыкальной школы я еще не понимал, чего от меня хотят. Я мечтал игратьв футбол вместе с другими ребятами, а не заниматься в две смены академическим образованием. Хочу отдать должное своей сестре - скрипачке Сабохат Ниёзи, которая научила меня играть на фортепиано. После окончания музыкальной школы я, успешно сдав экзамены, поступил в Московскую консерваторию им. Чайковского. Еще учась в душанбинской музыкальной школе в классе композитора Миратулло Атоева, я написал более 30 небольших произведений детского направления. Вот с этим солидным для молодого композитора багажом я и отправился в Москву. Так началась моя музыкальная творческая деятельность.
- Кстати, вы стали богатым, как обещал вашему отцу композитор Сабзанов?
- Это он, конечно, сказал в шутку, но отец понял буквально. В 16 лет я принес свой первый гонорар и отдал отцу. Это была плата за написанную музыкудля трио, квартета, отдельных музыкальных инструментов. В советское время платили прилично. На эти деньги я даже смог жениться.
- Как сложилась ваша карьера?
- Вот уже 16 лет я преподаю теорию музыки в колледже искусств имени Ахмада Бобокулова. До этого я несколько лет работал в Институте искусств республики. У меня очень хорошие творческие связи с Академическим театром оперы и балета им. Айни, так как я больше пишу музыку для симфонического оркестра. Конечно, не все могут понять мои произведения. Некоторые могут показаться трудными для молодых исполнителей. Кстати, для симфонического оркестра я написал поэму «Базму сурур» по мотивам «Шахнаме» Фирдавси. Оперный певец Мирали Достиев исполняет мой романс «Молодость», а Акбар Мирраджабов - «Сиришти одами».
- Мы знаем, что вы являетесь первым композитором в Таджикистане, который написал органную музыку. Почему у нас не играют на органе, хотя этот инструмент появился у нас издревле?
- Мое самое крупное произведение для органа называется «Тасниф». Его прекрасно исполняют в залах органной музыки Германии, Казахстана, России, Украины, но у нас, к сожалению, ее не играют, потому что в республике нет специалистов игры на органе. Раньше мои произведения прекрасно исполняла Дильбар Валаматзаде.
- Нынешняя таджикская молодежь не слушает симфоническую музыку, она больше помешана на эстраде, и поэтому ваши труды не совсем востребованы. Ведь так?
- Отмечу, что я пишу не только симфонию. Я написал более 25 песен для современных исполнителей, 9 из которых - на стихи известного таджикского поэта Мумина Каноата. Так вот, одну из них - «Незаконченный портрет» поет эстрадный исполнитель Абдулшахид Саодатшоев. Еще одна моя песня «Я жду тебя, мама» - в репертуаре известной певицы Мастоны Эргашевой, а песня «Солдатская» на стихи Низома Косима стала гимном армейской жизни.
Из отечественных кинорежиссеров я тесно сотрудничаю с Абдулхаем Зокировым, который тонко понимает мою музыку. Я сочинил музыку к его трем фильмам.
- Кто-нибудь из детей пошел по вашим стопам?
- Сын научился играть на гитаре, и я бы очень хотел, чтобы он стал музыкантом, хотя он предпочитает шахматы и плавание. Кстати, любовь к плаванию у него от меня, так как в свое время, учась в Москве, я занимал почетные места по прыжкам в воду и плаваниюстилем «баттерфляй».
- Признайтесь, вы – счастливы?
- Конечно, потому что я нашел себя в музыке и востребован. Главное для нас - людей творческих, видеть отдачу за свой труд. Тогда ты считаешь себя по-настоящему счастливым.
Я не только член Союза композиторов республики, но и член российского межрегионального Союза писателей (РМСП). Кстати, после вручения награды ко мне обратилось десять российских поэтов, которые попросили написать музыку к их стихам. Я усердно работаю над этим и надеюсь, что совсем скоро смогу представить свое творчество на 14-летие РМСП.
В 2012 году егоизбрали действительным членом Академии русской словесности и искусства имени Державина г. Санкт-Петербург и за музыкальные труды вручили золотую медаль имени Сергея Есенина. А в конце прошлого года за научный вклад в музыкальное искусство нашего героя удостоили премией Академии «Екатерина Великая». Знакомьтесь, гость VIPzone – композитор, переводчик, профессор Хуршед Ниёзи.
- Как так получилось, что ваши работы попали на конкурс в другой стране?
- Если вы в курсе, три года назад таджикский поэт Хасан Холов был принят в Академию русской словесности и именно он стал инициатором того, чтобы я отправил свой научный труд - перевод «Большой книги о музыке» величайшего нашего классика Абунасри Фороби на рассмотрение комиссии. Это произведение было переведено на русский язык впервые. Так, через тысячу лет мир узнал, что первая теория музыки была написана не европейскими композиторами, как было принято считать, а пришла намного раньше - с Востока. Благодаря переводу книги Фороби, стало известно, что теория музыки, ее сочинения и исполнения принадлежат искусству Х века, и поэтому эксперты, изучив книгу, решили меня так высоко отметить.
Замечу, что среди номинантов на награду были известные научные умы в области культуры и науки из России, Израиля, США, Финляндии, Беларуси, но орден получил только я, остальные были удостоены золотой медали имени Сергея Есенина, которую мне вручили еще год назад за музыку к кинофильму «Неприкаянная душа» таджикского режиссера Абдулхая Зокирова. Кстати, тогда же меня избрали действительным членом академии.
- А когда прошло награждение?
- В конце декабря президент Академии русской словесности и искусств Евгений Павлович Раевский пригласил меня на 10-летний юбилей академии, где на фортепиано я исполнил свои романсы «Свет» и «Жасмин», написанные в жанре восточного импрессионизма. Также я сыграл романс «И мать узришь» по мотивам стихотворения Тимура Зульфикарова. Пользуясь случаем, хочу выразить свою благодарность за поддержку господину Раевскому, который также подготовил передачу о моем творчестве на питерском телеканале «ВОТ!».
- Уважаемый устод Ниёзи, расскажите немного о себе, своей творческой карьере, как вы попали в искусство.
- Я – коренной душанбинец, родился в семье медиков. Отец 40 лет проработал врачом на станции «скорой помощи», а мама - медсестрой в поликлинике №1. Так что к искусству они никакого отношения не имели. В 1968 году, когда я еще был маленьким, отец познакомился с известным советским композитором Якубом Сабзановым. Увидев во мне музыкальные способности, он предложил отдать меня вмузыкальную школу. Мой отец, как человек, далекий от искусства, наивно спросил Сабзанова: «А что это даст моему сыну?» На что композитор в шутку ответил: «У него будет много денег». В первом классе музыкальной школы я еще не понимал, чего от меня хотят. Я мечтал игратьв футбол вместе с другими ребятами, а не заниматься в две смены академическим образованием. Хочу отдать должное своей сестре - скрипачке Сабохат Ниёзи, которая научила меня играть на фортепиано. После окончания музыкальной школы я, успешно сдав экзамены, поступил в Московскую консерваторию им. Чайковского. Еще учась в душанбинской музыкальной школе в классе композитора Миратулло Атоева, я написал более 30 небольших произведений детского направления. Вот с этим солидным для молодого композитора багажом я и отправился в Москву. Так началась моя музыкальная творческая деятельность.
- Кстати, вы стали богатым, как обещал вашему отцу композитор Сабзанов?
- Это он, конечно, сказал в шутку, но отец понял буквально. В 16 лет я принес свой первый гонорар и отдал отцу. Это была плата за написанную музыкудля трио, квартета, отдельных музыкальных инструментов. В советское время платили прилично. На эти деньги я даже смог жениться.
- Как сложилась ваша карьера?
- Вот уже 16 лет я преподаю теорию музыки в колледже искусств имени Ахмада Бобокулова. До этого я несколько лет работал в Институте искусств республики. У меня очень хорошие творческие связи с Академическим театром оперы и балета им. Айни, так как я больше пишу музыку для симфонического оркестра. Конечно, не все могут понять мои произведения. Некоторые могут показаться трудными для молодых исполнителей. Кстати, для симфонического оркестра я написал поэму «Базму сурур» по мотивам «Шахнаме» Фирдавси. Оперный певец Мирали Достиев исполняет мой романс «Молодость», а Акбар Мирраджабов - «Сиришти одами».
- Мы знаем, что вы являетесь первым композитором в Таджикистане, который написал органную музыку. Почему у нас не играют на органе, хотя этот инструмент появился у нас издревле?
- Мое самое крупное произведение для органа называется «Тасниф». Его прекрасно исполняют в залах органной музыки Германии, Казахстана, России, Украины, но у нас, к сожалению, ее не играют, потому что в республике нет специалистов игры на органе. Раньше мои произведения прекрасно исполняла Дильбар Валаматзаде.
- Нынешняя таджикская молодежь не слушает симфоническую музыку, она больше помешана на эстраде, и поэтому ваши труды не совсем востребованы. Ведь так?
- Отмечу, что я пишу не только симфонию. Я написал более 25 песен для современных исполнителей, 9 из которых - на стихи известного таджикского поэта Мумина Каноата. Так вот, одну из них - «Незаконченный портрет» поет эстрадный исполнитель Абдулшахид Саодатшоев. Еще одна моя песня «Я жду тебя, мама» - в репертуаре известной певицы Мастоны Эргашевой, а песня «Солдатская» на стихи Низома Косима стала гимном армейской жизни.
Из отечественных кинорежиссеров я тесно сотрудничаю с Абдулхаем Зокировым, который тонко понимает мою музыку. Я сочинил музыку к его трем фильмам.
- Кто-нибудь из детей пошел по вашим стопам?
- Сын научился играть на гитаре, и я бы очень хотел, чтобы он стал музыкантом, хотя он предпочитает шахматы и плавание. Кстати, любовь к плаванию у него от меня, так как в свое время, учась в Москве, я занимал почетные места по прыжкам в воду и плаваниюстилем «баттерфляй».
- Признайтесь, вы – счастливы?
- Конечно, потому что я нашел себя в музыке и востребован. Главное для нас - людей творческих, видеть отдачу за свой труд. Тогда ты считаешь себя по-настоящему счастливым.
Я не только член Союза композиторов республики, но и член российского межрегионального Союза писателей (РМСП). Кстати, после вручения награды ко мне обратилось десять российских поэтов, которые попросили написать музыку к их стихам. Я усердно работаю над этим и надеюсь, что совсем скоро смогу представить свое творчество на 14-летие РМСП.
Метки: композитор, переводчик, профессор, гость
Похожие новости:
Верный сцене
Он целиком посвятил свою жизнь служению классическому искусству и до сей поры верно служит сцене. Народный артист Таджикистана, ведущий солист Таджикского академического театра оперы и балета имени С. Айни Акбар Мирраджабов - гость VIPzone.
Бедрос Киркоров: «На таджикском я еще не пел...»
Я очень горжусь, что являюсь отцом такой звезды. И, как отец, и как человек, имеющий непосредственное отношение к миру музыки, хочу отметить, что Филипп - очень талантливый артист-трудоголик. Еще в школе он успевал все: ходил в музыкальное училище, посещал уроки игры на гитаре. Благодаря трудолюбию и старанию, сын окончил школу с золотой медалью.
Геннадий Александров: «Пока я - жив, моя песня будет жить»
«Птица счастья, край мой милый, под свое возьми крыло...», - напевая мотив этой старой, доброй песни, невольно возвращаешься в те времена, когда высокие чинары заботливо укрывали весь город от солнца, в арыках журчала чистая вода, а по двору бегала счастливая советская ребятня... Эта песня из легендарного фильма «Джура - охотник из Мин-Архара». Но совсем немногие знают о том, кто написал к ней
Я снова дома
Искусствовед из США Елена Нева спустя 23 года приехала в Таджикистан, чтобы продолжить некогда начатое дело...
Толиб Шахиди & Мехди Бемани: творческий тандем
Все в этой жизни случается однажды. Вот так однажды в один прекрасный день встретились два талантливых человека и начали создавать потрясающие совместные проекты.
Возвращение Манижи
«Зеленая трава» таджикского происхождения на российском шоу-рынке - Манижа Хамраева, она же Ру.Кола, она же Манижа-Пассатижа готовит новый проект «Манижа». Подробнее о нем певица рассказала VIPzone.
Популярные новости
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
Статьи >> Все статьи
TopVideo: два года с вами!
22.03.2014
В конце уходящего года команда TopVideo отметила свое двухлетие и в рамках празднования дня основания видеохостинга объявила конкурс -«Самое лучшее видеопоздравление».
Обложка >> Все статьи
Шохрух Саидов. Не представитель «золотой молодежи»
Несмотря на молодость, этот человек уже сейчас узнаваем в обществе. Имея два высших образования - экономическое и юридическое, он «болеет» футболом и не боится один пуститься в преследование за кабаном. Гость VipZone- глава футбольного клуба «Истиклол» Шохрух Саидов.
«Сомон Эйр». Философия успеха
Согласитесь, что любая наша поездка начинается с выбора авиакомпании. И многие наши соотечественники выбирают для безопасного полета компанию «Сомон Эйр», где на борту воздушного судна вы всегда можете почувствовать себя желанным гостем. О составляющих успеха ведущей авиакомпании страны размышляет ее генеральный директор г-н Ллойд Пакстон.