Мастер декораций

А самое главное - наш земляк-таджик, который, сделав на чужбине неплохую карьеру, не перестает думать о своей исторической родине.
- Рустам Давлятович, что послужило «толчком», почему решили связать свою жизнь с кинематографом, словом, как вы пришли «в профессию»?
- Родился и вырос я в далекой глубинке - Фархорском районе Кулябской области. В детстве был сочинителем разных историй, собирал ребят вокруг себя и просто импровизировал. Мы часто ходили смотреть кино. До сих пор вспоминаю, какие впечатления оставили «Великолепная семерка» и «Мстители». Денег на кино иногда не было, и мы умудрялись в летнем кинотеатре лезть на деревья и оттуда «бесплатно» смотреть фильмы, за что нам часто попадало от родителей. Но я был молод и влюблен в кино «по уши» и до того наивен, что вообще понятия не имел, как оно снимается и из чего состоит. Я полагал, что все в кино делается само собой.
Кстати, в Фархоре я учился в русскоязычной школе, которая дала мне многое: преподаватель рисования научил меня здорово рисовать, а учитель немецкого - искусно играть на гитаре. К тому же я занимался футболом и теннисом. К сожалению, я не был на своей малой родине более 40 лет...
Серьезно о кино я задумался после возвращения из армии, в 1972 году, когда старший брат Хушбахт Хушвахтов - народный художник СССР, участник Великой Отечественной войны, недавно ушедший из жизни, увидев во мне тягу к кино и оценив мою любовь к рисованию, предложил пойти работать на киностудию. На «Таджикфильме» вначале я устроился рабочим в съемочную группу режиссера Бориса Кимьягарова, который снимал тогда фильм «Рустам и Сухроб», а потом - «Сказание о Сиявуше». Меня увлекли история, раскопки, костюмы и реквизиты... Со временем перешел в цех по строительству декораций: здесь здорово пригодились навыки, которые я получил, учась до службы в армии на сварщика в ПТУ № 48 г. Яван. Так я стал художником-декоратором. Работал с режиссером Анваром Мансуровым, который в свое время как оператор снял легендарную картину «Смерть ростовщика». Вместе мы сняли документальный фильм о творчестве известного народного гафиза Одине Хошиме.
Постепенно я перешел на художественные картины: был художником-декоратором в фильме «Мир вашему дому», а позже - в сериале «Джура - охотник из Мин-Архара».
- Вы специально учились декоративному искусству или просто имели наставника?
- С киностудии меня отправили в Москву повышать квалификацию на двухгодичные курсы художников-декораторов при ВГИКе. Учился я у таких именитых художников, как Богданов, Пашкевич, Мясников. Позже окончил режиссерские курсы в Москве (мастерская Булата Мансурова), а в 1992 году - факультет журналистики Казахского госуниверситета им. Аль-Фараби.
- Интересно, а что вам дала журналистика?
- Благодаря журналистике, я научился правильно излагать свои мысли на бумаге. А то, как бывало, в голове идея крутится, а ты не знаешь, как все это описать.
После учебы у меня стали публиковаться рассказы, я помогал переделывать сценарии для фильмов, расписывать эпизоды.
Со временем у меня набрался большой опыт художника, оператора, режиссера, и я решил начать свое дело.
- Рустам Давлятович, что стало причиной вашего отъезда из Таджикистана, почему вы покинули родную киностудию?
- Причина - любовь. Вообще, это странная история. В 5 классе без памяти влюбился в свою учительницу математики которая была по национальности кореянкой. Ей был 21 год, а мне 11 лет... Видимо, это чувство во мне глубоко осталось. По возвращении из армии я впервые увидел свою будущую жену. Она была химиком по образованию и подругой моей сестры Рохат. В Душанбе приехала в командировку.
Сауле была, как две капли воды, похожа на мою учительницу и пробудила во мне чувства первой любви. Благодаря ей, я глубоко изучил историю, культуру и искусство казахского народа.
К сожалению, моей супруги несколько лет назад не стало: она буквально «сгорела» на своей работе, связанной с химикатами. Супруга была прекрасной, умной женщиной, известным ученым, кандидатом наук. Ее научная работа стала мировым открытием, и ее не раз приглашали работать в Штаты и Европу. Сауле подарила мне трех красивых дочерей - Тахмину, Алию и Гавхар, которые также связали свои судьбы с киноискусством.
- Как сложилась ваша творческая судьба на казахской земле?
- На «Таджикфильме» я успел поработать в 16 художественных картинах. Когда в 1983 году я переехал жить в Казахстан, на киностудии «Казахфильм» в это самое время начал свой проект Булат Мансуров. Он-то и пригласил меня работать вместе с ним в качестве художника.
Кроме того, с Мансуровым мы сняли три совместных с «Мосфильмом» проекта. В Казахстане мне посчастливилось поработать в более чем 40 картинах. Помимо этого я был художником-постановщиком в кинокартинах многих зарубежных режиссеров, которые приезжали снимать свои фильмы в Казахстан.
- А с какой картины начинали на «Казахфильме»?
- Первая моя работа была с киргизским режиссером Булатом Шамшиевым, который снимал на базе «Казахфильма» фильм о снайпере Алие Молдагуловой. Мы также работали в фильме «Миражи любви» Толомуша Акеева по сценарию Тимура Зульфикарова. С американцами снимали фильм о Чингизхане, с итальянцами - о Марко Поло.
- С какими известными режиссерами вы работали?
- О, их очень много. Я работал с греческим режиссером Тео Ангелопулосом, югославским художником Велько Деспотовичем (наставником знаменитого Кустурицы), немецким режиссером Марком Хейбером, с российскими режиссерами - Павлом Чухраем, Егором Кончаловским и многими другими.
Скажу, что у именитых режиссеров можно многому научиться, но иногда среди них встречаются люди с очень тяжелым нравом. Так и в случае с Ангелопулосом, который любил в ходе съемок картины «Пыль времени» по несколько раз менять сценарий и, соответственно -декорации...
В фильме «Чингизхан» мы работали с Толомушем Акеевым, режиссером-импровизатором, у которого я научился в отдельных деталях видеть целостность. На съемках картины «Султан Бейбарс» режиссер Булат Мансуров отправил меня в Египет, чтобы я побывал в Каирском национальном музее и сделал точные копии культовых предметов захоронения Тутанхамона. Все это мне очень помогло приблизить фильм к реальности того времени. Позже копии культовых предметов были приобретены одним московским музеем. Правда, одну деталь я сохранил у себя. На память.
Когда работал с режиссером Павлом Чухраем, снимавшим картину «Испытание» о первом ядерном взрыве в Семипалатинске, чтобы построить вышку, мне пришлось специально изучить детали и технологию взрыва в Неваде. Это тоже интересная тема для кино, но пока съемки приостановлены.
Работая с немецким режиссером Марком Хейбером на съемках фильма «Байконур» о последствиях атомных испытаний на Байконуре, по сценарию Сергея Ашкенази, я узнал много негативной и закрытой информации.
В основном, все режиссеры-постановщики ревностно относятся к качеству строительства декораций, подбору костюмов, персонажей и изобразительному ряду в целом. Но работая с Егором Кончаловским в фильме «Возвращение в «А»», я был приятно удивлен, когда Егор полностью доверился художникам нашего творческого объединения «Митра-фильм». Мы досконально проделали всю зависящую от нас работу, а режиссер только приезжал, утверждал и снимал.
В 2004 году, работая с американским режиссером Милошем Форманом в проекте «Кочевник» по заказу президента Назарбаева, в 70 км от Алматы я построил этнографический киногородок, на объектах которого киностудии многих стран мира до сих пор снимают фильмы. Также являюсь автором проекта «Храм четырех конфессий». Наше объединение принимало активное участие в дизайнерском оформлении кинофестивалей «Евразия», праздника Навруз, киномузеев и первого фестиваля «Экшн фильм» в Астане.
- Рустам Давлятович, недавно вам исполнилось 60 лет, за плечами более 50 картин. Скажите, над какими проектами вы сегодня работаете?
- В качестве режиссера-постановщика я снял 9-се-рийный художественный телефильм «Каждый взойдет на Голгофу», который был удостоен Гран-при на VI Евразийском кинофестивале в Москве. В 2009 году мною был снят доку ментальный фильм «Казбат». Мы отправили в Минкультуры Казахстана несколько проектов о новых фильмах, один из которых - съемки художественного фильма о «Казбате», о тех, кто охранял заставу в далеком 1996 году на границе Таджикистана с Афганистаном и героически погиб, защищая рубежи. Такие картины нужны нашим народам, потому что они воспитывают людей в духе интернационализма и любви к родине.
- Я слышал, у вас появилась идея снять фильм об эпохе саманидов. Это правда?
- Более пятнадцати лет я работаю над темой истории династии саманидов и мечтаю снять фильм об Исмаиле Сомони. Это очень сложная, но вместе с тем интересная тема, и если снять такой фильм, она будет визитной карточкой Таджикистана. Это огромный исторический проект. Сейчас я ищу помощников в драматургии, чтобы написать хороший сценарий. Думаю, президент Эмомали Рахмон, который, по моим наблюдениям, положительно относится к культуре и истории, оценит эту идею.
Имея большой опыт по созданию исторических фильмов, мы готовы на базе киностудии «Митрафильм» снять эту картину. Также в наших планах - построить исторический этногородок, где и будет реализован такой грандиозный проект.
Когда меня спрашивают, зачем мне это, я отвечаю: «У меня внутренние позывы создать такой фильм». За свою долгую творческую карьеру я был во многих странах мира и встречался с великими людьми: учеными, режиссерами, актерами. Общаясь с ними, понял: каждый из нас - носитель кода своей родины. Во мне есть свои корни: память о матери, отце, брате, который мечтал вернуться домой и писал картины о родине по памяти. Я тоже хочу сделать полезное для родной земли, построить исторический город для поколений, снять фильм про историю саманидов.
Метки: фильм, карьера, режиссер