Журнал VIPzone » Люди » Интервью » Мастер декораций

Мастер декораций

Рустам Одинаев - успешный «киномен» в Казахстане, генеральный директор творческого объединения «Митрафильм», известный художник, кинорежиссер.

А самое главное - наш земляк-таджик, который, сделав на чужбине неплохую карьеру, не перестает думать о своей исторической родине.

- Рустам Давлятович, что послужило «толчком», почему решили связать свою жизнь с кинематографом, словом, как вы пришли «в профессию»?

- Родился и вырос я в далекой глубинке - Фархорском районе Кулябской области. В детстве был сочинителем разных историй, собирал ребят вокруг себя и просто импровизировал. Мы часто ходили смотреть кино. До сих пор вспоминаю, какие впечатления оставили «Великолепная семерка» и «Мстители». Денег на кино иногда не было, и мы умудрялись в летнем кинотеатре лезть на деревья и оттуда «бесплатно» смотреть фильмы, за что нам часто попадало от родителей. Но я был молод и влюблен в кино «по уши» и до того наивен, что вообще понятия не имел, как оно снимается и из чего состоит. Я полагал, что все в кино делается само собой.

Кстати, в Фархоре я учился в русскоязычной школе, которая дала мне многое: преподаватель рисования научил меня здорово рисовать, а учитель немецкого - искусно играть на гитаре. К тому же я занимался футболом и теннисом. К сожалению, я не был на своей малой родине более 40 лет...

Серьезно о кино я задумался после возвращения из армии, в 1972 году, когда старший брат Хушбахт Хушвахтов - народный художник СССР, участник Великой Отечественной войны, недавно ушедший из жизни, увидев во мне тягу к кино и оценив мою любовь к рисованию, предложил пойти работать на киностудию. На «Таджикфильме» вначале я устроился рабочим в съемочную группу режиссера Бориса Кимьягарова, который снимал тогда фильм «Рустам и Сухроб», а потом - «Сказание о Сиявуше». Меня увлекли история, раскопки, костюмы и реквизиты... Со временем перешел в цех по строительству декораций: здесь здорово пригодились навыки, которые я получил, учась до службы в армии на сварщика в ПТУ № 48 г. Яван. Так я стал художником-декоратором. Работал с режиссером Анваром Мансуровым, который в свое время как оператор снял легендарную картину «Смерть ростовщика». Вместе мы сняли документальный фильм о творчестве известного народного гафиза Одине Хошиме.

Постепенно я перешел на художественные картины: был художником-декоратором в фильме «Мир вашему дому», а позже - в сериале «Джура - охотник из Мин-Архара».

- Вы специально учились декоративному искусству или просто имели наставника?

- С киностудии меня отправили в Москву повышать квалификацию на двухгодичные курсы художников-декораторов при ВГИКе. Учился я у таких именитых художников, как Богданов, Пашкевич, Мясников. Позже окончил режиссерские курсы в Москве (мастерская Булата Мансурова), а в 1992 году - факультет журналистики Казахского госуниверситета им. Аль-Фараби.

- Интересно, а что вам дала журналистика?

- Благодаря журналистике, я научился правильно излагать свои мысли на бумаге. А то, как бывало, в голове идея крутится, а ты не знаешь, как все это описать.

После учебы у меня стали публиковаться рассказы, я помогал переделывать сценарии для фильмов, расписывать эпизоды.

Со временем у меня набрался большой опыт художника, оператора, режиссера, и я решил начать свое дело.

- Рустам Давлятович, что стало причиной вашего отъезда из Таджикистана, почему вы покинули родную киностудию?

- Причина - любовь. Вообще, это странная история. В 5 классе без памяти влюбился в свою учительницу математики которая была по национальности кореянкой. Ей был 21 год, а мне 11 лет... Видимо, это чувство во мне глубоко осталось. По возвращении из армии я впервые увидел свою будущую жену. Она была химиком по образованию и подругой моей сестры Рохат. В Душанбе приехала в командировку.

Сауле была, как две капли воды, похожа на мою учительницу и пробудила во мне чувства первой любви. Благодаря ей, я глубоко изучил историю, культуру и искусство казахского народа.

К сожалению, моей супруги несколько лет назад не стало: она буквально «сгорела» на своей работе, связанной с химикатами. Супруга была прекрасной, умной женщиной, известным ученым, кандидатом наук. Ее научная работа стала мировым открытием, и ее не раз приглашали работать в Штаты и Европу. Сауле подарила мне трех красивых дочерей - Тахмину, Алию и Гавхар, которые также связали свои судьбы с киноискусством.

- Как сложилась ваша творческая судьба на казахской земле?

- На «Таджикфильме» я успел поработать в 16 художественных картинах. Когда в 1983 году я переехал жить в Казахстан, на киностудии «Казахфильм» в это самое время начал свой проект Булат Мансуров. Он-то и пригласил меня работать вместе с ним в качестве художника.

Кроме того, с Мансуровым мы сняли три совместных с «Мосфильмом» проекта. В Казахстане мне посчастливилось поработать в более чем 40 картинах. Помимо этого я был художником-постановщиком в кинокартинах многих зарубежных режиссеров, которые приезжали снимать свои фильмы в Казахстан.

- А с какой картины начинали на «Казахфильме»?

- Первая моя работа была с киргизским режиссером Булатом Шамшиевым, который снимал на базе «Казахфильма» фильм о снайпере Алие Молдагуловой. Мы также работали в фильме «Миражи любви» Толомуша Акеева по сценарию Тимура Зульфикарова. С американцами снимали фильм о Чингизхане, с итальянцами - о Марко Поло.

- С какими известными режиссерами вы работали?

- О, их очень много. Я работал с греческим режиссером Тео Ангелопулосом, югославским художником Велько Деспотовичем (наставником знаменитого Кустурицы), немецким режиссером Марком Хейбером, с российскими режиссерами - Павлом Чухраем, Егором Кончаловским и многими другими.

Скажу, что у именитых режиссеров можно многому научиться, но иногда среди них встречаются люди с очень тяжелым нравом. Так и в случае с Ангелопулосом, который любил в ходе съемок картины «Пыль времени» по несколько раз менять сценарий и, соответственно -декорации...

В фильме «Чингизхан» мы работали с Толомушем Акеевым, режиссером-импровизатором, у которого я научился в отдельных деталях видеть целостность. На съемках картины «Султан Бейбарс» режиссер Булат Мансуров отправил меня в Египет, чтобы я побывал в Каирском национальном музее и сделал точные копии культовых предметов захоронения Тутанхамона. Все это мне очень помогло приблизить фильм к реальности того времени. Позже копии культовых предметов были приобретены одним московским музеем. Правда, одну деталь я сохранил у себя. На память.

Когда работал с режиссером Павлом Чухраем, снимавшим картину «Испытание» о первом ядерном взрыве в Семипалатинске, чтобы построить вышку, мне пришлось специально изучить детали и технологию взрыва в Неваде. Это тоже интересная тема для кино, но пока съемки приостановлены.

Работая с немецким режиссером Марком Хейбером на съемках фильма «Байконур» о последствиях атомных испытаний на Байконуре, по сценарию Сергея Ашкенази, я узнал много негативной и закрытой информации.

В основном, все режиссеры-постановщики ревностно относятся к качеству строительства декораций, подбору костюмов, персонажей и изобразительному ряду в целом. Но работая с Егором Кончаловским в фильме «Возвращение в «А»», я был приятно удивлен, когда Егор полностью доверился художникам нашего творческого объединения «Митра-фильм». Мы досконально проделали всю зависящую от нас работу, а режиссер только приезжал, утверждал и снимал.

В 2004 году, работая с американским режиссером Милошем Форманом в проекте «Кочевник» по заказу президента Назарбаева, в 70 км от Алматы я построил этнографический киногородок, на объектах которого киностудии многих стран мира до сих пор снимают фильмы. Также являюсь автором проекта «Храм четырех конфессий». Наше объединение принимало активное участие в дизайнерском оформлении кинофестивалей «Евразия», праздника Навруз, киномузеев и первого фестиваля «Экшн фильм» в Астане.

- Рустам Давлятович, недавно вам исполнилось 60 лет, за плечами более 50 картин. Скажите, над какими проектами вы сегодня работаете?

- В качестве режиссера-постановщика я снял 9-се-рийный художественный телефильм «Каждый взойдет на Голгофу», который был удостоен Гран-при на VI Евразийском кинофестивале в Москве. В 2009 году мною был снят доку ментальный фильм «Казбат». Мы отправили в Минкультуры Казахстана несколько проектов о новых фильмах, один из которых - съемки художественного фильма о «Казбате», о тех, кто охранял заставу в далеком 1996 году на границе Таджикистана с Афганистаном и героически погиб, защищая рубежи. Такие картины нужны нашим народам, потому что они воспитывают людей в духе интернационализма и любви к родине.

- Я слышал, у вас появилась идея снять фильм об эпохе саманидов. Это правда?

- Более пятнадцати лет я работаю над темой истории династии саманидов и мечтаю снять фильм об Исмаиле Сомони. Это очень сложная, но вместе с тем интересная тема, и если снять такой фильм, она будет визитной карточкой Таджикистана. Это огромный исторический проект. Сейчас я ищу помощников в драматургии, чтобы написать хороший сценарий. Думаю, президент Эмомали Рахмон, который, по моим наблюдениям, положительно относится к культуре и истории, оценит эту идею.

Имея большой опыт по созданию исторических фильмов, мы готовы на базе киностудии «Митрафильм» снять эту картину. Также в наших планах - построить исторический этногородок, где и будет реализован такой грандиозный проект.

Когда меня спрашивают, зачем мне это, я отвечаю: «У меня внутренние позывы создать такой фильм». За свою долгую творческую карьеру я был во многих странах мира и встречался с великими людьми: учеными, режиссерами, актерами. Общаясь с ними, понял: каждый из нас - носитель кода своей родины. Во мне есть свои корни: память о матери, отце, брате, который мечтал вернуться домой и писал картины о родине по памяти. Я тоже хочу сделать полезное для родной земли, построить исторический город для поколений, снять фильм про историю саманидов.


Метки: фильм, карьера, режиссер

Похожие новости:

Толиб Шахиди & Мехди Бемани: творческий тандем

Толиб Шахиди & Мехди Бемани: творческий тандем
Все в этой жизни случается однажды. Вот так однажды в один прекрасный день встретились два талантливых человека и начали создавать потрясающие совместные проекты.

О чем поведали кувшины?

О чем поведали кувшины?
В один из майских дней в Национальном музее Таджикистана прошла выставка молодого, но уже весьма успешного художника Далера Мехтоджева, посвященная памяти великого Омара Хайяма - поэта, которого знают и почитают во всем мире.

Дахте. Эффект присутствия

Дахте. Эффект присутствия
Недавно известному оператору, режиссеру, фотохудожнику Зауру ДАХТЕ исполнилось 75 лет.

Просто Гуля

Просто Гуля
Ее девизом по жизни стала строка из стихотворения ее отца известного таджикского поэта Гаффора Мирзо: «… Ман накунам, ки мекунад?» - «Если не я, то кто?» Она всегда писала стихи на русском, но скоро в Париже впервые выйдет сборник ее французских стихов. Она - автор и режиссер около двадцати документальных фильмов, снятых на киностудиях Таджикистана, России и Франции. Она - Гульбахор Мирзоева. Или

В стране Суоми

В стране Суоми
Как «горячий финский парень» Маъмурхон АКРАМОВ стал своим в чужой стране.

Баха-84: «Не могу жить без рэпа»

Баха-84: «Не могу жить без рэпа»
Он показал свою неординарность. Наша встреча состоялась не в какой-нибудь кафешке или дома, как обычно принято, а в …садике, на скамейке. По-хулигански. Под гитару. Причем, к концу интервью садик закрыли, и мне, 40-летней тетке, пришлось вспоминать детство и перелазить через забор.


Популярные новости
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 



TopVideo: два года с вами!

TopVideo: два года с вами!

В конце уходящего года команда TopVideo отметила свое двухлетие и в рамках празднования дня основания видеохостинга объявила конкурс -«Самое лучшее видеопоздравление».
Обложка >> Все статьи
«Окно в Париж»

«Окно в Париж»

«Окно в Париж» в своей душе наша героиня «прорубила» несколько лет назад.
Шохрух Саидов. Не представитель «золотой молодежи»

Шохрух Саидов. Не представитель «золотой молодежи»

Несмотря на молодость, этот человек уже сейчас узнаваем в обществе. Имея два высших образования - экономическое и юридическое, он «болеет» футболом и не боится один пуститься в преследование за кабаном. Гость VipZone- глава футбольного клуба «Истиклол» Шохрух Саидов.
«Сомон Эйр». Философия успеха

«Сомон Эйр». Философия успеха

Согласитесь, что любая наша поездка начинается с выбора авиакомпании. И многие наши соотечественники выбирают для безопасного полета компанию «Сомон Эйр», где на борту воздушного судна вы всегда можете почувствовать себя желанным гостем. О составляющих успеха ведущей авиакомпании страны размышляет ее генеральный директор г-н Ллойд Пакстон.
Логин
Пароль
Запомнить