Журнал VIPzone » Люди » Колумнист » Философия греха: Алчность
Философия греха: Алчность
Наш автор – писатель и философ Зафарджон Юсуфи считает, что алчность сидит в каждом из нас.
С детства я был заядлым охотником. В мой охотничий арсенал тогда входили рогатки, стрелы, сети. Помню, как часами я неподвижно сидел под тутовником и наблюдал за птичками. К счастью, пухленькие воробышки не видели моих алчных глаз, они беззаботно щебетали, летая с ветки на ветку. Когда же они все-таки попадались в мои в руки, я быстро разочаровывался в них, потому что не мог понять: почему эти птички, которые недавно сидели на ветке и весело чирикали, теперь были измятыми, облезлыми, бездыханными. Мой детский ум не мог тогда понять, что, изменив Бытие птички, я невольно для себя изменил и ее Сущность.
Чем больше я думаюи пишу о человеческих грехах, тем больше запутываюсь. И каждый раз задаю себе вопрос: имею ли я моральное право писать о грехах, в каждом случае не определив Сущность и Бытие человека. Наверное, не нужно объяснять читателю, каким становится человек на вершине своего успеха и славы и как он выглядит, будучи отверженным и растоптанным судьбой. Как нам легко, имея богатство, позволять себе быть добрыми и щедрыми, и как тяжело думать о благосостоянии других, когда не знаешь, как прожить этот день самому.
Тема сегодняшнего разговора - алчность, корыстолюбие, стяжательство, скопидомство, сребролюбие, жадность (как много синонимов имеет это слово) – неумеренная склонность к получению материальных благ.
Само слово «алчность» имеет два значения. Первое - это крайняя жадность, корыстолюбие, а второе - страстное желание, стремление к чему-либо. Понятно, что грехом считается первое значение этого слова. Если же человек очень сильно стремится не к деньгам, а, например, к знаниям или новым впечатлениям, это вряд ли можно поставить ему в вину. Впрочем, термин «алчность» сейчас употребляется редко, вместо него чаще используется слово «жадность».
Спрашиваю себя: какой преуспевающий человек ныне не мечтает о сверхприбыли в своей деятельности? Жадность - это не привилегия бизнесменов. Она встречается во многих сферах человеческой деятельности. К примеру, врачи назначают своим пациентам неоправданное лечение или выписывают им ненужные лекарства, адвокаты намеренно затягивают судебное разбирательство, чиновники ставят палки в колеса предпринимателям, вымогая у них взятки, продавцы обсчитывают покупателей или вынуждают их приобретать ненужные им вещи – этот список можно было бы продолжать до бесконечности.
Истоки жадности восходят к весьма далеким временам человеческой истории, когда первобытным людям постоянно не хватало пищи и других ресурсов. Поэтому можно сказать, что в какой-то мере элементы жадности заложены в человеке на генетическом уровне. Позже, с появлением денег изменился характер этого чувства: оно сконцентрировалось на деньгах, за которые можно приобрести почти все на свете. В литературе это человеческое качество достаточно точно описано в драме «Скупой рыцарь» Пушкина, поэме «Мертвые души» Гоголя, в романе «Смерть ростовщика» Айни. Эти писатели гениально показали, как страсть к богатству из вполне понятного желания может превращаться в навязчивую идею, манию, которая не помогает, а только вредит человеку в его жизни, заменяя разум слепой страстью к наживе.
Так как истоки жадности у человека, по-видимому, запрограммированы на уровне ДНК, то это качество проявляется с самого детства. С раннего возраста можно увидеть, как детишки отбирают друг у друга игрушки и конфеты, как не любят делиться своими маленькими ценностями с окружающими. Позже, становясь подростками, они стараются контролировать свою жадность (так как слыть жадиной в этом возрасте среди сверстников – нехорошо), но она никуда не девается. Она, как сексуальный инстинкт, всего лишь прячется в глубине души или принимает новые формы. Люди проявляют ее, стараясь заработать все больше и больше денег, делая карьеру или ненужные покупки и даже откладывая деньги «на черный день», превращая тем самым все свои дни в одну серую массу. Множество злодеяний обусловлено людской жадностью: квартирные кражи, грабежи, мошенничество, убийства по корыстным побуждениям и должностные преступления – все это плоды неконтролируемой жажды наживы. Идя на поводу этой пагубной страсти,люди совершают браки по расчету, отказываются от своих детей и родителей, портят отношения с лучшими друзьями.
Алчность называют вторым из семи смертных грехов, потому что она порождает зло: гнев, зависть и преступления. Есть только один вид оправданной алчности. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся», сказано в Евангелии от Матфея. Говоря иначе: только ненасытная жажда знаний оправдана.
Алчность и ее проявления в виде жадности и скупости - есть желание добиться материального богатства, жажда наживы с игнорированием духовного. Они приводят к умножению забот и тревог, к внутренней злобе и замкнутости, а также непрестанно провоцируют страх утраты и гнев на возможных конкурентов и завистников. Все это мы можем наблюдать и по сей день в нашем окружении.
Я твердо уверен, что причина алчности - это духовные голод и жажда, с которыми рождается человек на свет. Но вместо того чтобы наполнить свою душу Богом, Светом, алчный человек пытается заглушить свою неудовлетворенность материальными благами, богатствами.
В любом из нас есть этот грех. Потому прошу каждого: будьте честны с самими собой. Для исправления этого тяжкого порока нужно помнить заповеди Иисуса Христа: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
С детства я был заядлым охотником. В мой охотничий арсенал тогда входили рогатки, стрелы, сети. Помню, как часами я неподвижно сидел под тутовником и наблюдал за птичками. К счастью, пухленькие воробышки не видели моих алчных глаз, они беззаботно щебетали, летая с ветки на ветку. Когда же они все-таки попадались в мои в руки, я быстро разочаровывался в них, потому что не мог понять: почему эти птички, которые недавно сидели на ветке и весело чирикали, теперь были измятыми, облезлыми, бездыханными. Мой детский ум не мог тогда понять, что, изменив Бытие птички, я невольно для себя изменил и ее Сущность.
Чем больше я думаюи пишу о человеческих грехах, тем больше запутываюсь. И каждый раз задаю себе вопрос: имею ли я моральное право писать о грехах, в каждом случае не определив Сущность и Бытие человека. Наверное, не нужно объяснять читателю, каким становится человек на вершине своего успеха и славы и как он выглядит, будучи отверженным и растоптанным судьбой. Как нам легко, имея богатство, позволять себе быть добрыми и щедрыми, и как тяжело думать о благосостоянии других, когда не знаешь, как прожить этот день самому.
Тема сегодняшнего разговора - алчность, корыстолюбие, стяжательство, скопидомство, сребролюбие, жадность (как много синонимов имеет это слово) – неумеренная склонность к получению материальных благ.
Само слово «алчность» имеет два значения. Первое - это крайняя жадность, корыстолюбие, а второе - страстное желание, стремление к чему-либо. Понятно, что грехом считается первое значение этого слова. Если же человек очень сильно стремится не к деньгам, а, например, к знаниям или новым впечатлениям, это вряд ли можно поставить ему в вину. Впрочем, термин «алчность» сейчас употребляется редко, вместо него чаще используется слово «жадность».
Спрашиваю себя: какой преуспевающий человек ныне не мечтает о сверхприбыли в своей деятельности? Жадность - это не привилегия бизнесменов. Она встречается во многих сферах человеческой деятельности. К примеру, врачи назначают своим пациентам неоправданное лечение или выписывают им ненужные лекарства, адвокаты намеренно затягивают судебное разбирательство, чиновники ставят палки в колеса предпринимателям, вымогая у них взятки, продавцы обсчитывают покупателей или вынуждают их приобретать ненужные им вещи – этот список можно было бы продолжать до бесконечности.
Истоки жадности восходят к весьма далеким временам человеческой истории, когда первобытным людям постоянно не хватало пищи и других ресурсов. Поэтому можно сказать, что в какой-то мере элементы жадности заложены в человеке на генетическом уровне. Позже, с появлением денег изменился характер этого чувства: оно сконцентрировалось на деньгах, за которые можно приобрести почти все на свете. В литературе это человеческое качество достаточно точно описано в драме «Скупой рыцарь» Пушкина, поэме «Мертвые души» Гоголя, в романе «Смерть ростовщика» Айни. Эти писатели гениально показали, как страсть к богатству из вполне понятного желания может превращаться в навязчивую идею, манию, которая не помогает, а только вредит человеку в его жизни, заменяя разум слепой страстью к наживе.
Так как истоки жадности у человека, по-видимому, запрограммированы на уровне ДНК, то это качество проявляется с самого детства. С раннего возраста можно увидеть, как детишки отбирают друг у друга игрушки и конфеты, как не любят делиться своими маленькими ценностями с окружающими. Позже, становясь подростками, они стараются контролировать свою жадность (так как слыть жадиной в этом возрасте среди сверстников – нехорошо), но она никуда не девается. Она, как сексуальный инстинкт, всего лишь прячется в глубине души или принимает новые формы. Люди проявляют ее, стараясь заработать все больше и больше денег, делая карьеру или ненужные покупки и даже откладывая деньги «на черный день», превращая тем самым все свои дни в одну серую массу. Множество злодеяний обусловлено людской жадностью: квартирные кражи, грабежи, мошенничество, убийства по корыстным побуждениям и должностные преступления – все это плоды неконтролируемой жажды наживы. Идя на поводу этой пагубной страсти,люди совершают браки по расчету, отказываются от своих детей и родителей, портят отношения с лучшими друзьями.
Алчность называют вторым из семи смертных грехов, потому что она порождает зло: гнев, зависть и преступления. Есть только один вид оправданной алчности. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся», сказано в Евангелии от Матфея. Говоря иначе: только ненасытная жажда знаний оправдана.
Алчность и ее проявления в виде жадности и скупости - есть желание добиться материального богатства, жажда наживы с игнорированием духовного. Они приводят к умножению забот и тревог, к внутренней злобе и замкнутости, а также непрестанно провоцируют страх утраты и гнев на возможных конкурентов и завистников. Все это мы можем наблюдать и по сей день в нашем окружении.
Я твердо уверен, что причина алчности - это духовные голод и жажда, с которыми рождается человек на свет. Но вместо того чтобы наполнить свою душу Богом, Светом, алчный человек пытается заглушить свою неудовлетворенность материальными благами, богатствами.
В любом из нас есть этот грех. Потому прошу каждого: будьте честны с самими собой. Для исправления этого тяжкого порока нужно помнить заповеди Иисуса Христа: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
Метки: философия, грех
Похожие новости:
Философия греха: Праздность
Наш автор – писатель и философ Зафарджон Юсуфи считает праздность опасным явлением.
Философия греха: Зависть
Наш автор – писатель и философ Зафарджон Юсуфи считает зависть особенностью таджикского характера.
Общение без обобщений
Общение имеет большое значение в жизни женщины - как социальной, так и личной. Но по мере развития цивилизации людям все больше начинает не хватать этой «единственной в жизни роскоши», как сказал об общении А. Сент-Экзюпери. Проблема одиночества в большом городе становится не столько острой, сколько банальной. Что же можно сделать, чтобы развить свои способности к общению?
О любви и нелюбви к себе
Основой отношений с окружающими является любовь к себе. Ее значение трудно переоценить. Но так уж складывается, что такую ценность, как любовь к себе, родители часто забывают заложить в ребенка в процессе воспитания. В итоге неприятие себя (таким, каков ты есть) способно сопровождать человека всю жизнь, осложняя эмоциональные отношения. Что и как можно исправить, будучи уже взрослым?
Философия греха. Похоть
Оговорюсь сразу: в моей эмоциональной жизни тема этого смертного греха занимает далеко не первое место, и вовсе не потому, что мне чужды вожделение и страсть к женщинам.
Популярные новости
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
Статьи >> Все статьи
TopVideo: два года с вами!
22.03.2014
В конце уходящего года команда TopVideo отметила свое двухлетие и в рамках празднования дня основания видеохостинга объявила конкурс -«Самое лучшее видеопоздравление».
Обложка >> Все статьи
Шохрух Саидов. Не представитель «золотой молодежи»
Несмотря на молодость, этот человек уже сейчас узнаваем в обществе. Имея два высших образования - экономическое и юридическое, он «болеет» футболом и не боится один пуститься в преследование за кабаном. Гость VipZone- глава футбольного клуба «Истиклол» Шохрух Саидов.
«Сомон Эйр». Философия успеха
Согласитесь, что любая наша поездка начинается с выбора авиакомпании. И многие наши соотечественники выбирают для безопасного полета компанию «Сомон Эйр», где на борту воздушного судна вы всегда можете почувствовать себя желанным гостем. О составляющих успеха ведущей авиакомпании страны размышляет ее генеральный директор г-н Ллойд Пакстон.