Журнал VIPzone » Люди » Колумнист » Философия греха: Праздность
Философия греха: Праздность
Наш автор – писатель и философ Зафарджон Юсуфи считает праздность опасным явлением.
Странное желание преследует меня, когда я в очередной раз пишу о человеческих грехах. Потому что каждый раз стараюсь найти тот грех, с которым я на «вы», чтобы с радостью для себя, для успокоения своей совести начинать свой рассказ словами: «Этот грех НЕ мой». Но, к моему горькому сожалению, всякий раз осознаю, что этот грех больше мой, чем тот - предыдущий. Когда я думаю о грехах и их влиянии на мою жизнь, мне представляется Солнечная система: я – Солнце, мои грехи, как планеты, кружатся вокруг меня, и каждая - по своей орбите. Какая-то планета-грех находится близко от меня, какая-то – подальше, но все они есть, и мы взаимодействуем друг с другом. Быть может, все люди созданы по моему подобию, и их планеты грехов кружатся вокруг них самих. Кому-то ближе планета Похоть, а кому-то - планета Алчность…
На этот раз хочу обсудить с вами тему праздности. Ее синонимы – бездействие, бездеятельность, ничего неделание, безделье, гулянки, досуг, кайф. Скажите, а кто не мечтает кайфовать?
Мне кажется, что праздность – это столичный грех, то есть, грех, который присущ большому городу, столичному центру. Почему? Потому что в сельской местности, не работая в поле, выжить невозможно. С утра до поздней ночи трудится на поле дехканин, выращивая урожай. Ему вовсе не до отдыха, не до гулянок, не до праздности. А что творится в городе? Так как мы живем в Азии, нам присуща некоторая ментальность. У богатых горожан из числа власть имущих есть дети, родственники, родственники родственников, жены, любовницы и прочие близкие, которые вкупе с ними самими создают некий образ праздности. Подумайте: если, по признанию международных экспертов, наши чиновники - самые коррумпированные, значит, у них много денег, много причин для отдыха и развлечений, а это и есть праздность…
Один мой приятель, работник правоохранительных органов, увидев меня, как я однажды поздоровался со своим знакомым, спросил:
- Скажи, а что это за раис, который сейчас поздоровался с тобою?
- Это брат нашего министра, – ответил я.
- Это-то я знаю, - не успокаивался он. – Я спрашиваю, кем он работает, раз ездит на такой крутой тачке?
- Быть братом министра - это уже работа, – ответил я. – Ты ведь тоже племянник большого начальника…
- Нет, это не одно и то же, - отрезал он. – Я сам зарабатываю. У меня свои источники дохода, я не ворую у государства.
Недавно по одному делу мы задержали парня, который оказался гомосексуалистом. Мои ребята на допросе ничего не смогли из него вытащить. Я дал указание извиниться и отпустить парня, а телефон поставить на прослушку. Когда мы сделали детализацию его номера, там вышли номера телефонов таких солидных чиновников, которые каждый день по роду своей деятельности наставляют народ на путь истинный! Мненичего не оставалось, как информировать этих чинуш, что их номера «высветились» на телефоне их молодого друга. Все они всполошились, их высокие должности тут же потеряли свою значимость, и они стали предлагать любую сумму, только чтобы их номера исчезли. И при этом никто из них не спросил: в чем парень обвиняется. И это все произошло не в какой-то там Европе, а здесь - в Душанбе, в наши дни…
Воистину сказано,что «праздность рождает разврат, всех мерзостей источник преопасный». Ещё пророк Соломон говорил: «в похоти - есть всяк праздный».
Казалось бы, какое красивое по звучанию слово «праздность». Почти как праздник. От праздника веет радостью, весельем, ничего неделанием. Вот как раз это последнее и составляет суть праздности. Но что плохого делает человек, когда он ничего не делает? А то именно, что ничего не делает. Ведь изначально человек был задуман Творцом как существо деятельное, ему всегда надо что-либо делать…
Плоды праздности - пороки и преступления. Посмотрите на людей, заключенных в тюрьмах, которые у нас переполнены. Вникните в причину их преступлений, и вы увидите, что их большая часть так или иначе порождена праздностью, ничего неделанием. Праздность рождает в человеке скуку, заставляющую искать развлечений и забав, а они у человека без дела обычно состоят из того, что вредит душе, губит здоровье и честь, уничтожает состояние, делает самого значительного в обществе человека вовсе не тем, кем он мог бы быть.
Но праздность опасна еще не только тем, чего лишает, но и своими последствиями. Она приводит за собой порок и развращение. Так, в древности одним из самых прекрасных городов Иорданской долины был Содом, располагавшийся на равнине, которая своим плодородием и красотой походила на «сад Господень». Здесь пышно цвели роскошные тропические растения. Это была родина пальм, маслин, винограда. Чудесные цветы круглый год наполняли воздух своим благоуханием. Богатый урожай круглый год зрел на полях, а тучные стада овец и коров бродили по вечнозеленым холмам. Искусство и торговля тоже способствовали обогащению этого города. Сокровища Востока украшали его дворцы, а караваны пустыни доставляли всевозможные товары на его рынки. Без особенных забот и трудов удовлетворялась всякая потребность жителей города, и вся жизнь им казалась сплошным праздником. Люди без меры предавались чувственным наслаждениям и ничего другого не желали так сильно, как богатства и беззаботной жизни. В Содоме царило веселье, устраивались пиршества и попойки. Низменные страсти ничем не сдерживались. Люди открыто выступали против Бога и Его законов, они находили величайшее удовольствие в насилии. Зная, что гнев Божий однажды погубил допотопный мир, все равно не сворачивали со своего нечестивого пути. И однажды бессмысленная праздная жизнь привела их к гибели...
Как часто на чью-то просьбу о помощи мы отвечаем отказом, ссылаясь на многочисленные дела. Но в большинстве случаев за нашим словом «не могу» скрывается «не хочу». Потому что при желании помочь человеку, мы обязательно найдем для этого и время, и возможность. В обратном случае, отговорки найдутся всегда.
«Всякий праздный гражданин является вором», - говорил французский мыслитель Жан Жак Руссо. Представляете, сколько воров среди нас? Праздность - как ржавчина, она скорее разъедаетчеловека, чем усталость от работы. Праздная жизнь не может быть чистой и непорочной, хотя многие, так называемые, ходжи в нашем обществе гордятся своим положением, ничего не делая.
Для меня самое страшное то, что слово «праздный», прежде всего, означает «пустой». И в нашем обществе пред нами предстает самая страшная болезнь человеческого духа - пустота. Слишком много пустых людей я вижу сегодня на улицах нашего родного города. Но, как говорил Аристотель, «природа не терпит пустоты». Последний раз, когда количество пустых людей, людей ничего не делающих, бездельников, тунеядцев, живущих одним кайфом, накопилось в своей критической массе, а это наблюдалось в республике в начале 90-х годов прошлого столетия, тогда мы получили гражданскую войну. Сегодня, когда коррупция и кумовство процветают день ото дня, все больше и больше праздношатающихся людей попадается нам на глаза…
Что же нас ждет наэтот раз? Каждый день я задаюсь этим вопросом…
Странное желание преследует меня, когда я в очередной раз пишу о человеческих грехах. Потому что каждый раз стараюсь найти тот грех, с которым я на «вы», чтобы с радостью для себя, для успокоения своей совести начинать свой рассказ словами: «Этот грех НЕ мой». Но, к моему горькому сожалению, всякий раз осознаю, что этот грех больше мой, чем тот - предыдущий. Когда я думаю о грехах и их влиянии на мою жизнь, мне представляется Солнечная система: я – Солнце, мои грехи, как планеты, кружатся вокруг меня, и каждая - по своей орбите. Какая-то планета-грех находится близко от меня, какая-то – подальше, но все они есть, и мы взаимодействуем друг с другом. Быть может, все люди созданы по моему подобию, и их планеты грехов кружатся вокруг них самих. Кому-то ближе планета Похоть, а кому-то - планета Алчность…
На этот раз хочу обсудить с вами тему праздности. Ее синонимы – бездействие, бездеятельность, ничего неделание, безделье, гулянки, досуг, кайф. Скажите, а кто не мечтает кайфовать?
Мне кажется, что праздность – это столичный грех, то есть, грех, который присущ большому городу, столичному центру. Почему? Потому что в сельской местности, не работая в поле, выжить невозможно. С утра до поздней ночи трудится на поле дехканин, выращивая урожай. Ему вовсе не до отдыха, не до гулянок, не до праздности. А что творится в городе? Так как мы живем в Азии, нам присуща некоторая ментальность. У богатых горожан из числа власть имущих есть дети, родственники, родственники родственников, жены, любовницы и прочие близкие, которые вкупе с ними самими создают некий образ праздности. Подумайте: если, по признанию международных экспертов, наши чиновники - самые коррумпированные, значит, у них много денег, много причин для отдыха и развлечений, а это и есть праздность…
Один мой приятель, работник правоохранительных органов, увидев меня, как я однажды поздоровался со своим знакомым, спросил:
- Скажи, а что это за раис, который сейчас поздоровался с тобою?
- Это брат нашего министра, – ответил я.
- Это-то я знаю, - не успокаивался он. – Я спрашиваю, кем он работает, раз ездит на такой крутой тачке?
- Быть братом министра - это уже работа, – ответил я. – Ты ведь тоже племянник большого начальника…
- Нет, это не одно и то же, - отрезал он. – Я сам зарабатываю. У меня свои источники дохода, я не ворую у государства.
Недавно по одному делу мы задержали парня, который оказался гомосексуалистом. Мои ребята на допросе ничего не смогли из него вытащить. Я дал указание извиниться и отпустить парня, а телефон поставить на прослушку. Когда мы сделали детализацию его номера, там вышли номера телефонов таких солидных чиновников, которые каждый день по роду своей деятельности наставляют народ на путь истинный! Мненичего не оставалось, как информировать этих чинуш, что их номера «высветились» на телефоне их молодого друга. Все они всполошились, их высокие должности тут же потеряли свою значимость, и они стали предлагать любую сумму, только чтобы их номера исчезли. И при этом никто из них не спросил: в чем парень обвиняется. И это все произошло не в какой-то там Европе, а здесь - в Душанбе, в наши дни…
Воистину сказано,что «праздность рождает разврат, всех мерзостей источник преопасный». Ещё пророк Соломон говорил: «в похоти - есть всяк праздный».
Казалось бы, какое красивое по звучанию слово «праздность». Почти как праздник. От праздника веет радостью, весельем, ничего неделанием. Вот как раз это последнее и составляет суть праздности. Но что плохого делает человек, когда он ничего не делает? А то именно, что ничего не делает. Ведь изначально человек был задуман Творцом как существо деятельное, ему всегда надо что-либо делать…
Плоды праздности - пороки и преступления. Посмотрите на людей, заключенных в тюрьмах, которые у нас переполнены. Вникните в причину их преступлений, и вы увидите, что их большая часть так или иначе порождена праздностью, ничего неделанием. Праздность рождает в человеке скуку, заставляющую искать развлечений и забав, а они у человека без дела обычно состоят из того, что вредит душе, губит здоровье и честь, уничтожает состояние, делает самого значительного в обществе человека вовсе не тем, кем он мог бы быть.
Но праздность опасна еще не только тем, чего лишает, но и своими последствиями. Она приводит за собой порок и развращение. Так, в древности одним из самых прекрасных городов Иорданской долины был Содом, располагавшийся на равнине, которая своим плодородием и красотой походила на «сад Господень». Здесь пышно цвели роскошные тропические растения. Это была родина пальм, маслин, винограда. Чудесные цветы круглый год наполняли воздух своим благоуханием. Богатый урожай круглый год зрел на полях, а тучные стада овец и коров бродили по вечнозеленым холмам. Искусство и торговля тоже способствовали обогащению этого города. Сокровища Востока украшали его дворцы, а караваны пустыни доставляли всевозможные товары на его рынки. Без особенных забот и трудов удовлетворялась всякая потребность жителей города, и вся жизнь им казалась сплошным праздником. Люди без меры предавались чувственным наслаждениям и ничего другого не желали так сильно, как богатства и беззаботной жизни. В Содоме царило веселье, устраивались пиршества и попойки. Низменные страсти ничем не сдерживались. Люди открыто выступали против Бога и Его законов, они находили величайшее удовольствие в насилии. Зная, что гнев Божий однажды погубил допотопный мир, все равно не сворачивали со своего нечестивого пути. И однажды бессмысленная праздная жизнь привела их к гибели...
Как часто на чью-то просьбу о помощи мы отвечаем отказом, ссылаясь на многочисленные дела. Но в большинстве случаев за нашим словом «не могу» скрывается «не хочу». Потому что при желании помочь человеку, мы обязательно найдем для этого и время, и возможность. В обратном случае, отговорки найдутся всегда.
«Всякий праздный гражданин является вором», - говорил французский мыслитель Жан Жак Руссо. Представляете, сколько воров среди нас? Праздность - как ржавчина, она скорее разъедаетчеловека, чем усталость от работы. Праздная жизнь не может быть чистой и непорочной, хотя многие, так называемые, ходжи в нашем обществе гордятся своим положением, ничего не делая.
Для меня самое страшное то, что слово «праздный», прежде всего, означает «пустой». И в нашем обществе пред нами предстает самая страшная болезнь человеческого духа - пустота. Слишком много пустых людей я вижу сегодня на улицах нашего родного города. Но, как говорил Аристотель, «природа не терпит пустоты». Последний раз, когда количество пустых людей, людей ничего не делающих, бездельников, тунеядцев, живущих одним кайфом, накопилось в своей критической массе, а это наблюдалось в республике в начале 90-х годов прошлого столетия, тогда мы получили гражданскую войну. Сегодня, когда коррупция и кумовство процветают день ото дня, все больше и больше праздношатающихся людей попадается нам на глаза…
Что же нас ждет наэтот раз? Каждый день я задаюсь этим вопросом…
Метки: грех, писатель, философ
Похожие новости:
Философия греха: Зависть
Наш автор – писатель и философ Зафарджон Юсуфи считает зависть особенностью таджикского характера.
«Самое большое искушение - это известность»
Сколько себя помню, я рисовал с самого детства, хотя в нашей семье для этого не было ни возможности, ни условий.
Намадрези - Национальные традиции изготовления войлока
Валяние... Забавное слово, однако, его продолжение - не безделье и праздность, а наоборот - трудоемкий процесс превращения облака шерсти в рукотворный предмет интерьера. Валяние войлока - это древнейшая техника изготовления нетканого материала из овечьей, верблюжьей, козьей шерсти. Интересно, что эта традиция была популярна когда-то и в Таджикистане.
Взгляд на гражданский брак
Каждый строит своё счастье по-своему. Сегодня многие живут в так называемом гражданском браке. Что это? И как к этому относится? Мы решили поговорить об этом со специалистом.
Философия греха. Похоть
Оговорюсь сразу: в моей эмоциональной жизни тема этого смертного греха занимает далеко не первое место, и вовсе не потому, что мне чужды вожделение и страсть к женщинам.
Популярные новости
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
Статьи >> Все статьи
TopVideo: два года с вами!
22.03.2014
В конце уходящего года команда TopVideo отметила свое двухлетие и в рамках празднования дня основания видеохостинга объявила конкурс -«Самое лучшее видеопоздравление».
Обложка >> Все статьи
Шохрух Саидов. Не представитель «золотой молодежи»
Несмотря на молодость, этот человек уже сейчас узнаваем в обществе. Имея два высших образования - экономическое и юридическое, он «болеет» футболом и не боится один пуститься в преследование за кабаном. Гость VipZone- глава футбольного клуба «Истиклол» Шохрух Саидов.
«Сомон Эйр». Философия успеха
Согласитесь, что любая наша поездка начинается с выбора авиакомпании. И многие наши соотечественники выбирают для безопасного полета компанию «Сомон Эйр», где на борту воздушного судна вы всегда можете почувствовать себя желанным гостем. О составляющих успеха ведущей авиакомпании страны размышляет ее генеральный директор г-н Ллойд Пакстон.