Журнал VIPzone » Люди » Портрет » Вечная Джульетта

Вечная Джульетта

Помнится, когда я была еще маленькой, на стене над кроватью у бабушки висела фотография Джульетты в исполнении этой таджикской актрисы - тоненькая, невысокая, белокожая, большеглазая нежность с туго заплетенными косами, с губками «бантиком» - «юный поцелуй». И кто знал, что по прошествии многих лет придет день, когда по заданию редакции я буду писать о ней очерк. Подъезжая к дому народной артистки республики, легендарной Хайри Назаровой, мне стало любопытно: откуда у нас в городе такие красивые детские площадки? Как оказалось потом, в свои 83 года актриса продолжает вести активную общественную работу. «Вот скоро водопровод проведут, я письмо написала в горисполком», - говорит невысокая пожилая женщина, встречая нас. Она все такая же оптимистка с улыбающимися глазами и теми же губами, словно бутон розы.

ДЕТСТВО

По поводу даты моего рождения постоянно ходят разные слухи: где-то пишут 1920-й год, где-то - 1924 или 1926. На самом деле я родилась в 1930 году в старом Худжанде. У нас была большая семья: родители и четверо детей - я и мои братья. В 1934 году моего отца репрессировали как кулака. Мать рассказывала, что в тот день в большую машину погрузили абсолютно все наши вещи и увезли в неизвестность. Мы остались в пустом доме. Год спустя она узнала, что семьи «врагов народа» скоро тоже будут репрессировать, поэтому мы буквально убежали из города: нас «запихали» в поезд, и мы очутились в Курган-Тюбе.

Вечная Джульетта


Маме надо было нас кормить, но она не могла найти работу. Однако она обладала прекрасным голосом и замечательно пела, о чем узнал директор местного театра и пригласил маму работать. Через несколько лет моего отца отпустили на свободу, и он вернулся домой. Представьте, возвращается человек - а его никто не ждет: нет ни дома, ни детей, ни жены. От горя в 1940 году он умер. Мама была очень молода, ей было всего 24 года, она вышла замуж во второй раз и родила нам сестренку. Отчим оказался замечательным человеком: добрым, заботливым, отзывчивым.

НАЧАЛО

На дворе был 1940-й год, мы жили тогда в Куйбышевском районе. Мне было 10 лет, в школе я училась на отлично, увлекалась чтением литературы. В те годы у меня появилась страшная тяга к искусству. Рядом со школой был кинотеатр. Однажды, возвращаясь с занятий, я увидела на афише название нового итальянского фильма «Песня о любви». Просмотр его вдохновил меня на выбор профессии. Когда началась война, мой отчим, как и многие мужчины, ушел на фронт. Через два года пришло известие о том, что он погиб. Мать выбивалась из последних сил, мое сердце разрывалось, когда я смотрела на ее страдания: большую семью надо было кормить. Поэтому в 12 лет я пошла работать. Так, в 1942 году началась моя трудовая карьера: мама привезла меня в курган-тюбинский театр, но так как я была совсем ребенком, директор сначала не хотел меня принимать. Со слезами на глазах я рассказала ему о том, как нам тяжело жить. Он оставил меня у себя дома, так как ездить к себе домой было далеко. Я очень тосковала по своим родным. Однажды жена директора театра, видя, как я скучаю, попросила его отправить меня домой. Помню, засунули меня в кабину грузовой машины, и я поехала в свой район. Не было для меня большей радости, чем увидеть, наконец, родные лица. Тогда мы и решили перебраться с семьей в Курган-Тюбе, где вскоре нам дали квартиру.

Первую свою роль, причем - главную, я сыграла в 15 лет. Это была роль Раъно в постановке Шамси Киямова «Талоши бахт». Позже были роли Зухры в спектакле «Тахир и Зухра», Зебо -в «Водии бахт», Ситоры - в «Муаллими ишк» и многие другие большие роли в нашем маленьком театре.

ДЖУЛЬЕТТА

В конце 40-х, а я уже тогда была замужем, меня пригласили работать в сталинабадский театр. Конечно, из моего родного театра отпускать меня в столицу никто не хотел. Мужу в Сталинабаде дали квартиру, пока я работала в Курган-Тюбе. Тогда мне пришлось сказать, что якобы моего супруга командируют на работу в столицу. И в сентябре 1951 года мы переехали в Сталинабад. Первой ра достной новостью было сообщение от мужа: «Завтра утром тебя будет ждать Ефим Исаевич Мительман». От радости я не могла заснуть всю ночь. Ведь это был главный режиссер театра им. Лохути, наставник всех наших великих актеров! Когда я пришла в театр и увидела именитых режиссеров и актеров, то не знала, куда спрятаться от стеснения. Ведь они такие известные, знаменитые, а я - какая-то обыкновенная провинциальная актриса. Но уже через год Мительман предложил мне роль Джульетты, о которой можно было только мечтать! Я выписала все слова заглавной героини из пьесы и заучила их наизусть. До сих пор помню большую книгу Шекспира перед собой. Я не спала ночами, несколько раз перечитывала, но не полностью понимала, о чем идет речь. Только с помощью своих наставников удавалось уловить основную суть пьесы и моей роли.

Вечная Джульетта


Джульетту из меня сделал Мительман. Так же, как и воспитал из меня настоящую актрису, хотя это стоило для меня больших мучений.

А сколько я слез пролила! Требовал он, причем, очень жестко. Когда театр ушел в отпуск, я, исполнитель роли Ромео Алиназар Ходжаев и Ефим Исаевич репетировали. «Вон со сцены!» - кричал он во время репетиций, когда Ромео должен был поцеловать Джульетту или хотя бы взять ее за руку. Я в страхе убегала за кулисы, долго плакала в гримерке, но потом снова возвращалась на сцену. Дома меня ждали трудности похуже: муж жутко ревновал, закатывал скандалы, мотивом которых было то, что я целовалась с «Ромео», а целью - чтобы я наотрез отказалась от роли Джульетты. Каждый день повторялся этот ад: ругань на сцене во время репетиций и жуткие скандалы дома. Однажды Мительман не выдержал: «Хайри, ты собираешься играть ради пустого театра? Ты должна показать зрителю свой талант, но твоя стеснительность меня выбивает из колеи».
Через месяц произошел забавный случай: во время собрания коллектива Ходжаев - актер, который играл роль Ромео, подошел ко мне, резко обнял и попытался поцеловать. Я с силой выбилась из его рук и со слезами пошла жаловаться Мительману. Оказалось, он сам поручил актеру сделать такой маневр, чтобы выбить из меня эту стеснительность, которая „ мешала мне войти в образ.

Через шесть месяцев, 23 февраля 1953 года, мы представили зрителю «Ромео и Джульетту». Я играла Джульетту до 40 лет. После меня, по словам коллег, такую Джульетту больше не нашли, хотя многие ее играли на сцене.

ДЕПУТАТ

В 1963 году я была избрана депутатом Верховного Совета Таджикской ССР. Коллеги из театра однажды признались, что ни один депутат не сделал столько, сколько сделала я за свой небольшой срок пребывания на этом поприще. Что именно я сделала? Однажды я пообещала себе - как только у меня появится возможность, займусь улучшением жилищных условий для артистов.

Вечная Джульетта


Наши артисты жили в отвратительных условиях: во-первых, дорога к дому актеров, который находился на улице за театром, была в отвратительном состоянии, и очень часто, возвращаясь со спектаклей ночью, они могли угодить или в грязь, или яму. В их квартирах разваливались потолки, порой не было света и газа. В первую очередь, я добилась того, чтобы к их дому провели электричество, отремонтировали дорогу. Потом ко мне стали обращаться люди уже с другими проблемами: устроить детей в детсад, решить какие-то социальные вопросы... За один созыв я сделала то, что должен был сделать настоящий депутат.

ТЕАТР

Я не могу жить без театра. Вся моя жизнь прошла на сцене. Сегодня у нас много подающих надежды молодых актеров. Но только талантливый режиссер может сделать из них настоящих служителей искусства. А режиссура у нас слабая. Видимо, это - главная проблема современного таджикского театра. Когда в апреле этого года праздновали 100-летний юбилей Софии Туйбаевой, мне посчастливилось выйти на сцену, чтобы вновь прочитать монолог из «Ромео и Джульетты». Когда я только вышла на сцену и не успела начать выступление, как зрители встали с мест и начали аплодировать. Так прошло минут пять, я была очень растрогана и поражена, что меня до сих пор знают и помнят. Я горжусь, что признана народом и имею много заслуженных наград за вклад в развитие культуры в республике. Но показывать свои ордена и медали не люблю.
Сегодня для нас - пожилых актеров - нет ролей в театре. Да, нас приглашают на роли бабушек, кормилиц, но нет хороших постановок с главными ролями. Хотя таких, как мы, артистов, процентов сорок по стране наберется, но мы хотим и можем играть интересные роли... А как же иначе, если многие из нас отдали сцене, искусству всю свою жизнь?

ЖИЗНЬ

У меня три дочери, все они медики, по моим стопам никто не пошел. Есть внуки, один из них десятикратный чемпион мира по таэквондо Далер Тюряев. Уже растут правнуки. Жизнь продолжается...

Я давно на пенсии. Сижу дома, но в неделю один раз обязательно прихожу в театр. Посмотреть на молодежь, побродить по родным местам в храме искусства. Директор театра Ибодулло Машрабов всегда говорит мне: «Обязательно приходите. Просто так».

Текст Фарангис Усманова


Метки: актриса, театр

Похожие новости:

Алиса Хазанова, актриса

Алиса Хазанова, актриса
Я была тихим ребенком. И всегда молчала, когда ехала в машине. Кстати, это до сих пор не изменилось. А еще я была очень упертой. Иначе как объяснить, что в пять лет я твердо решила стать балериной и добилась своего. Многие девочки мечтают о балете, но не каждая готова убиваться у станка и растягивать шпагат по несколько часов в день.

Сэмюэль Л. Джексон: «Надеть платье и поцеловать парня? Может, и смог бы»

Сэмюэль Л. Джексон: «Надеть платье и поцеловать парня? Может, и смог бы»
Сегодня для большинства зрителей вы крутой, расчетливый, взрывоопасный и очень обаятельный злодей. Может, в детстве у вас были какие-то черты, которые впоследствии сформировали этот образ, сделавший вас не только актером, но и звездой?

Если звёзды зажигают, значит, это кому-то нужно

Если звёзды зажигают, значит, это кому-то нужно
Считается, испытания трудностями лучше всего раскрывают человека, показывают его истинное лицо. Возможно. И всё-таки, чтобы коснуться сердцевины человека, понять, что им ценится, а что отвергается, совсем не обязательно идти с ним в разведку или в горы. Порой достаточно окунуться в стихию сопереживания, музыки, смеха.

Геннадий Александров: «Пока я - жив, моя песня будет жить»

Геннадий Александров: «Пока я - жив, моя песня будет жить»
«Птица счастья, край мой милый, под свое возьми крыло...», - напевая мотив этой старой, доброй песни, невольно возвращаешься в те времена, когда высокие чинары заботливо укрывали весь город от солнца, в арыках журчала чистая вода, а по двору бегала счастливая советская ребятня... Эта песня из легендарного фильма «Джура - охотник из Мин-Архара». Но совсем немногие знают о том, кто написал к ней

Соседский мальчик

Соседский мальчик
На летних каникулах я поехала к бабушке в деревню. Однажды ночью я сидела у окна и наслаждалась запахом июля. В какой-то момент мне стало очень скучно, да и нужно уже было идти спать...

Баха-84: «Не могу жить без рэпа»

Баха-84: «Не могу жить без рэпа»
Он показал свою неординарность. Наша встреча состоялась не в какой-нибудь кафешке или дома, как обычно принято, а в …садике, на скамейке. По-хулигански. Под гитару. Причем, к концу интервью садик закрыли, и мне, 40-летней тетке, пришлось вспоминать детство и перелазить через забор.


Популярные новости
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31



TopVideo: два года с вами!

TopVideo: два года с вами!

В конце уходящего года команда TopVideo отметила свое двухлетие и в рамках празднования дня основания видеохостинга объявила конкурс -«Самое лучшее видеопоздравление».
Обложка >> Все статьи
«Окно в Париж»

«Окно в Париж»

«Окно в Париж» в своей душе наша героиня «прорубила» несколько лет назад.
Шохрух Саидов. Не представитель «золотой молодежи»

Шохрух Саидов. Не представитель «золотой молодежи»

Несмотря на молодость, этот человек уже сейчас узнаваем в обществе. Имея два высших образования - экономическое и юридическое, он «болеет» футболом и не боится один пуститься в преследование за кабаном. Гость VipZone- глава футбольного клуба «Истиклол» Шохрух Саидов.
«Сомон Эйр». Философия успеха

«Сомон Эйр». Философия успеха

Согласитесь, что любая наша поездка начинается с выбора авиакомпании. И многие наши соотечественники выбирают для безопасного полета компанию «Сомон Эйр», где на борту воздушного судна вы всегда можете почувствовать себя желанным гостем. О составляющих успеха ведущей авиакомпании страны размышляет ее генеральный директор г-н Ллойд Пакстон.
Логин
Пароль
Запомнить