Игра разума

Медленно входили они в мир человеческой культуры. Веками оттачивалась их форма, постепенно принимая тот облик, в котором они стали общечеловеческим достоянием. Почему же им удалось завоевать всемирное признание? Попробуем понять, в чем сила этой игры.

Об истории возникновения шахматной игры существует легенда. Давным-давно жил в Индии деспотичный раджа. Один из приближенных решил показать властителю, насколько зависит он от подданных, и придумал игру, где король (царь, шах), хотя и является главной фигурой, однако, мало что значит без поддержки и защиты других фигур. Игра оказалась удивительно интересной, и не заметивший нравоучительного намека раджа предложил ее создателю любое вознаграждение. И тот выразил желание получить награду хлебными зернами, но так, чтобы за первое поле шахматной доски ему дали одно зернышко, за второе — два, за третье — четыре, потом - восемь, шестнадцать и так далее. Поскольку на доске всего шестьдесят четыре клетки, раджа думал обойтись одним-двумя мешками, однако, на деле выяснилось, что ему не найти столько зерен, сколько понадобится, чтобы удовлетворить пожелание хитроумного изобретателя (такого количества зерен достаточно, чтобы заполнить хранилище объёмом в 180 км³). Так или иначе это было, но доподлинно известно, что родиной шахмат считается Индия.

В наше время, когда имеются данные, свидетельствующие о постепенном изменении за сотни лет свойств движения фигур на доске, становится ясно, что изобретение шахмат не могло быть заслугой только одного человека. История игры говорит о том, что творцом идеи и самой формы шахмат на 64-клеточной квадратной доске была коллективная мысль народов, из поколения в поколение усложняющая и совершенствующая правила игры. Своим названием игра обязана персидскому языку. Слова «шах» и «мат» означают на этом языке буквально: "шах умер", а адекватно - передают смысл игры: "Смерть королю!" Точное время возникновения шахмат неизвестно, и на эту тему постоянно разгораются споры. Однако все же ученые в своих разногласиях сошлись к одному мнению, что шахматы возникли в первом веке нашей эры в северной Индии. Предполагают, что игра была прототипом различных войн и битв, но без кровопролития, и поэтому она завоевала огромный интерес, прежде всего, у правителей древних государств: теперь они могли сражаться друг с другом, не причиняя своим воинам никакого урона. Казалось бы, шахматы - это всего лишь игра, интеллектуальная потеха, развлечение в часы досуга. Так к ним и относятся миллионы любителей "скоротать время" за шахматами, и без своей "развлекательной" функции они вряд ли получили бы столь широкую популярность. Однако в книге ученого Юдасина «Тысячелетний миф шахмат» эта игра раскрывается с иной стороны. Автор считает, что «шахматы лишь маскируются под простую забаву. Этой маской они привлекают начинающего игрока к вступлению в великое царство мысли, где властвует "чистый разум", где требуются знания, творчество и искусство, где сплавлены воедино логика и эстетика, где есть изощренные теоретические построения и борьба идей, тактика и стратегия, красота позиционных маневров и комбинационных взрывов».

Считается, что в шахматах главное - далекий и безошибочный расчет. Кто лучше считает варианты, тот и должен победить. Но варианты множатся, и где-то расчет обрывается; а позиция, несмотря на отсутствие явных расчетных ошибок, может становиться все хуже, и, в конце концов, уже никакой расчет не помогает. Одного умения считать здесь недостаточно - нужно еще многое: умение оценивать позицию, "чутье", таинственная сила интуиции... Рациональное мышление должно сочетаться с иррациональным творческим началом. Шахматы обнаруживают парадокс, лежащий в природе человеческого разума: он и рационален, и иррационален.

Удивительна и сама история шахмат: возникнув на Востоке, они завоевали Запад, перебросив тем самым мост между ними. Современные шахматы - продукт синтеза восточного и западного начал, двух основных ветвей человеческой культуры. И это - на фоне их исторического расхождения и противостояния. Трудно найти другой, столь же выразительный пример продуктивности культурного взаимодействия Востока и Запада.

Шахматы - путь к сумасшествию?

В клинике для душевнобольных закончили свои дни чемпионы мира по шахматам - Стейниц, Морфи, Рубинштейн. Сильное психофизическое истощение было диагностировано у Цукерторта во время его матча со Стейницем. Через 2 года после этого он умер в возрасте 48 лет. Несколько шахматистов свели счеты с жизнью. Закономерность это или случайность, решать вам.


Метки: игра, шахматы

Похожие новости:

7 мифов о шахматах

7 мифов о шахматах
Различные легенды и мифы ходят не только вокруг шахмат, но и окружают шахматистов. Многократный чемпион республики и призер чемпионата Средней Азии среди юниоров по шахматам Икром Аброров опроверг лишь несколько из них.

ArcheAge: есть ли место виртуальным играм за реальные деньги

ArcheAge: есть ли место виртуальным играм за реальные деньги
Хотели бы вы на минуту ощутить себя супергероем, спасающим мир? А злодеем, разрушающим все на своем пути? Думаете, это невозможно? Ошибаетесь!

Если любовь никак не приходит...

Если любовь никак не приходит...
Одной из проблем в отношениях является многогранность понимания любви. Сколько существует людей, столько же имеется идей по поводу того, что такое любовь «на самом деле»! Одна из частых версий такова: любовь - это своего рода подарок за хорошее поведение. Это событие, которое обязательно должно случиться в жизни. Нужно просто верить и ждать - и тогда «все будет хорошо». Насколько ошибочна такая

Виагра

Виагра
Легенда о самом неожиданном случае применения виагры такова. Специалисты ЦРУ дали четыре таблетки виагры в Афганистане 60-летнему старейшине, у которого было четыре жены, и наутро, сияя от восторга, счастливый муж за очередную порцию синих таблеток сдал все маршруты талибов.

Возвращение отважного Шерака

Возвращение отважного Шерака
Последний месяц лета стал событийным для любителей искусства: свой дебютный спектакль «Шерак: величайшая жертва» на суд зрителей представил Душанбинский Общественный театр, основанный общественной организацией «Пешрафт» при поддержке посольства США в Таджикистане.

Играем: предлагаем вам поиграть в настольные психологические игры

Играем: предлагаем вам поиграть в настольные психологические игры
Количество игроков варьируется от двух до пяти. Трансгалактическая корпорация нанимает игроков для доставки грузов в удаленные уголки Вселенной. Каждый галактический дальнобойщик должен самостоятельно забрать элементы (в игре это карточки с рисунками: кабины, двигатели, пушки, отсеки для груза и так далее) и построить корабль, следуя определенным правилам. После взлета начинается самое


Популярные новости
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

TopVideo: два года с вами!

TopVideo: два года с вами!

В конце уходящего года команда TopVideo отметила свое двухлетие и в рамках празднования дня основания видеохостинга объявила конкурс -«Самое лучшее видеопоздравление».
Обложка >> Все статьи
«Окно в Париж»

«Окно в Париж»

«Окно в Париж» в своей душе наша героиня «прорубила» несколько лет назад.
Шохрух Саидов. Не представитель «золотой молодежи»

Шохрух Саидов. Не представитель «золотой молодежи»

Несмотря на молодость, этот человек уже сейчас узнаваем в обществе. Имея два высших образования - экономическое и юридическое, он «болеет» футболом и не боится один пуститься в преследование за кабаном. Гость VipZone- глава футбольного клуба «Истиклол» Шохрух Саидов.
«Сомон Эйр». Философия успеха

«Сомон Эйр». Философия успеха

Согласитесь, что любая наша поездка начинается с выбора авиакомпании. И многие наши соотечественники выбирают для безопасного полета компанию «Сомон Эйр», где на борту воздушного судна вы всегда можете почувствовать себя желанным гостем. О составляющих успеха ведущей авиакомпании страны размышляет ее генеральный директор г-н Ллойд Пакстон.
Логин
Пароль
Запомнить