Журнал VIPzone » Люди » Интервью » Геннадий Александров: «Пока я - жив, моя песня будет жить»
Геннадий Александров: «Пока я - жив, моя песня будет жить»
«Птица счастья, край мой милый, под свое возьми крыло...», - напевая мотив этой старой, доброй песни, невольно возвращаешься в те времена, когда высокие чинары заботливо укрывали весь город от солнца, в арыках журчала чистая вода, а по двору бегала счастливая советская ребятня... Эта песня из легендарного фильма «Джура - охотник из Мин-Архара». Но совсем немногие знают о том, кто написал к ней трогательную мелодию, запавшую в сердца миллионов людей.
В гостях VIPzone - Геннадий Александров, советский композитор из Таджикистана, автор шести симфоний и двух балетов, а также музыки к десяткам кинофильмам. Спустя двадцать лет он, приехав на родину погостить, рассказал о своей жизни, творчестве и воспоминаниях.
- Геннадий Сергеевич, когда и почему вы уехали из Таджикистана и чем занимаетесь сейчас?
- В 1991 году, в связи с известными политическими событиями в Таджикистане, я покинул родину. Сейчас проживаю в США, где практически, ничем не занимаюсь и живу одними воспоминаниями. А началось все с того, что мой фильм «Маленький мститель» вошел в состав Международного кинофестиваля «Чистые пруды» в Москве, я поехал на фестиваль и остался там. Несколько лет жил и работал в России: был членом Союза кинематографистов, членом Союза композиторов, заместителем генерального директора Музфонда, затем директором Дома творчества композиторов России. В 90-е годы в Российской Федерации настали сложные времена, но, несмотря на это, я написал две большие сцены для московского балета на льду, с которым они много гастролировали. Кроме того, я также написал много произведений для цирка. В это время получал неплохие деньги, на которые мог жить безбедно. Однако по настоянию жены мы всей семьей уехали в Америку, чтобы вырастить детей достойно. У нас вначале родился сын. Я жене сказал: «Ты молодая, тебе надо учиться в колледже, изучать язык, работать». Ей было тогда 23-24 года, а мне за 50, любовь была у нас. Вскоре у нас родилась девочка. Я сидел с детьми, жена училась, получила американское образование. Все заимела и... ушла. Видимо, так было предписано Богом.
В Америку я уехал практически без средств, а нужно туда эмигрировать с каким-то стартовым капиталом. Сейчас живу в штате Аризона, городе Феникс. Там нет ни театра, ни оперы и балета, ни цирка - только клубы, дискотеки, бары, казино и прочие сегодняшние развлечения. Конечно, я хочу вернуться. Сейчас любовь к родине у меня совсем другая. Такая идет от души, духовная, что ли... Но мне приезжать некуда.
Похоронил в Америке мать. Дочери 14 лет, она сейчас живет с женой. Сыну 19 - он самостоятелен. Дети не пошли по моим стопам, хотя вижу: сын стремится. В США сложно в сфере музыки. «Погоду делает» рэп.
- Вы сказали, что тоскуете по родине, но в США есть таджикская диаспора. Вы не пробовали обратиться туда, чтобы хотя бы время от времени встречаться с бывшими земляками?
- Знаю, что в Нью-Йорке есть диаспора бухарских евреев, но об исконно таджикской диаспоре я не слышал. И вообще, в Америке все становятся чужими друг другу, теряют традиции. Важную роль здесь играют деньги.
- С какой целью через многие годы вы решили все-таки приехать в Таджикистан?
- В Таджикистане у меня много друзей и знакомых. Я вернулся через 21 год, но будто и не уезжал. Друзья пришли ко мне на встречу прямо на следующий день. А один и них просто ошеломил: колено свое преклонил и руки начал целовать. В свое время я часто помогал друзьям-коллегам в профессиональном плане. Но остаться здесь, как бы ни было прискорбно, не могу. Я не смогу здесь даже заработать.
- В Америке вы живете на одну только пенсию. Каково это - быть американским пенсионером?
- Ежемесячно я получаю 700 долларов. На эти деньги жить можно, но трудно. Мне дополнительно помогают различные благотворительные организации. Несколько лет назад с их помощью мне сделали операцию по пересадке сердца. Сам бы я никогда не смог этого сделать. Это очень крупная сумма.
- У вас были проблемы с сердцем?
- Я эмоционально многое пережил. В том числе, разлуку и ностальгию по своему родному Таджикистану.
Я тяжело переносил расставание по всему тому, к чему привык. Хоть и было в Душанбе так, что мне есть было нечего, все равно, это - часть моего сердца. Без преувеличения.
В течение этих долгих двадцати лет моего пребывания в Штатах я до сих пор вижу сны и даже говорю в них по-таджикски. Мне порой очень тяжело. Здесь, в Таджикистане, у меня было все: работа, слава, социальный статус и благополучие. Все в моей жизни было расписано на два года вперед. Хорошо там, где нас нет. Еще лучше там, где ты родился, где твоя земля, где твои родители, семья, друзья, соседи... Говорят: «Кучое, ки хуни нофат рехтааст, он чо ватани туст» (Там, где отрезали тебе пупок, там и твоя родина).
- Можно личный вопрос? Скажите, после расставания с женой вы не пытались устроить свою личную жизнь?
- К сожалению, нет. Больше я не женился. Однако, хотя по статистике считаюсь еще нестарым, скажем так. я - «сохранившийся» старик. Хотя и родился в 1937 году, не считаю себя стариком. Поэтому приехал в Душанбе найти свою спутницу жизни. Один мой друг, режиссер на днях пошутил «Тебе нужно непременно в Куляб!
У тебя норов горячий, и тебя сразу кулябские девушки полюбят». Кто-то, может, на это посмотрит отрицательно: «Куда, мол, старик? Уже давно пора внуков растить». Но внуки вырастут и сами найдут свою дорогу. У меня четверо детей, и у них свой путь. Родственные отношения с моими детьми начинаются и заканчиваются телефонными звонками.
- Расскажите, пожалуйста, о своем творчестве. За эти двадцать лет как вы развивались как композитор, у вас есть что-то новое?
- Я, действительно, не сидел без дела, творил. Но скажу честно, все валяется на полках. Раньше за три дня я мог сочинить три симфонические картины. Я приносил свои записи в студии, и, как принято - мною восхищались, говорили льстивые фразы о том, как это прекрасно. Но дальше этого ничего не шло. Улыбались. Обещали перезвонить. И тишина. Я понял опять и еще раз: деньги играют там большую роль. Зато я написал три повести - «Дети орешника», «Долгий разбег» и на таджикском языке «Чар-хи фалак» (Колесо судьбы). К сожалению, они до сих пор пылятся на полке, так как в Америке все книги издаются за свой счёт.
- Скажите, вам не обидно за свою судьбу известного кинокомпозитора?
- Конечно, обидно, и еще как! Труд композитора остается в стороне, а на виду только исполнитель. Более того, они еще авторские получают. Если бы мне каждый исполнитель хотя бы по рублю передавал - я стал бы миллионером. Защита интеллектуальной собственности и авторских прав, как в России, так и Таджикистане, очень «хромает».
- А теперь расскажите об истории рождения песни «Это было, было» из кинофильма про Джуру-охотника, которая живет уже 30 лет. Я - представитель третьего поколения, выросла на этой песне и знаю ее наизусть. Как вам удалось создать такой тонкий и чувственный шедевр? Меня удивляет, что в ваших творениях столько проникновенных мотивов Востока. Вспомнить хотя бы ваш «Персиковый сад» из фильма «Последняя ночь Шахерезады»...
- Поначалу я написал песню о джинне (напевает: «Джинн, джинн, джинн, добрый джинн...»). Она прозвучала в одном из детских кинофильмов. Потом в моем творчестве все резко и спонтанно изменилось: я создал то, на чем выросло целое поколение. Скажу даже больше: я записал совсем неизвестного исполнителя - Владимира Руля, хотя мне предлагали более известных. Помню, говорили, что моя песня умрет через три года. Но я ее написал 30 лет назад так, чтобы она прожила долгую жизнь. Гарантирую: пока жив, моя песня будет жить. Я написал ее с глубоким пониманием строки и мелодии. И там хороший вокал. Что касается восточных мотивов, так я понимаю и пою на таджикском.
Я изучал таджикское творчество, рос среди таджиков и впитал эту среду с детства. И другой не знал.
- Что вы - композитор советского периода, думаете о современной музыке?
- Для того чтобы создавать хорошие композиции, необходимы определенные знания. Знания о том, как правильно строить произведения, постепенно появляются в процессе общения с музыкой классиков - Бах, Бетховен, Моцарт, Шопен... Даже рэп берет свои истоки от оперного речитатива. Сейчас во время компьютеризации очень популярным стало делать аранжировки классических мелодий великих композиторов. К примеру, аранжировка «Кармен-сюиты» Бизе. Но скажу сразу, надо быть очень профессионально и предельно осторожным при аранжировке. Сегодня расплодилось много «звезд-однодневок». Очень важно найти золотую середину: чтобы текст сочетался с мелодией, музыкальный ряд впитывал в себя музыкальный текст, чтобы в итоге получить нечто звучное. Ведь музыкальная ткань проникает вглубь человеческого организма, насыщает каждую его клетку и становится его внутренним содержанием.
- Геннадий Сергеевич, в чем, по-вашему, смысл жизни?
- Мне очень тяжело ответить на этот вопрос сейчас. Думаю, смысл в том, что ты живешь...
Фарангис Усманова
В гостях VIPzone - Геннадий Александров, советский композитор из Таджикистана, автор шести симфоний и двух балетов, а также музыки к десяткам кинофильмам. Спустя двадцать лет он, приехав на родину погостить, рассказал о своей жизни, творчестве и воспоминаниях.
- Геннадий Сергеевич, когда и почему вы уехали из Таджикистана и чем занимаетесь сейчас?
- В 1991 году, в связи с известными политическими событиями в Таджикистане, я покинул родину. Сейчас проживаю в США, где практически, ничем не занимаюсь и живу одними воспоминаниями. А началось все с того, что мой фильм «Маленький мститель» вошел в состав Международного кинофестиваля «Чистые пруды» в Москве, я поехал на фестиваль и остался там. Несколько лет жил и работал в России: был членом Союза кинематографистов, членом Союза композиторов, заместителем генерального директора Музфонда, затем директором Дома творчества композиторов России. В 90-е годы в Российской Федерации настали сложные времена, но, несмотря на это, я написал две большие сцены для московского балета на льду, с которым они много гастролировали. Кроме того, я также написал много произведений для цирка. В это время получал неплохие деньги, на которые мог жить безбедно. Однако по настоянию жены мы всей семьей уехали в Америку, чтобы вырастить детей достойно. У нас вначале родился сын. Я жене сказал: «Ты молодая, тебе надо учиться в колледже, изучать язык, работать». Ей было тогда 23-24 года, а мне за 50, любовь была у нас. Вскоре у нас родилась девочка. Я сидел с детьми, жена училась, получила американское образование. Все заимела и... ушла. Видимо, так было предписано Богом.
В Америку я уехал практически без средств, а нужно туда эмигрировать с каким-то стартовым капиталом. Сейчас живу в штате Аризона, городе Феникс. Там нет ни театра, ни оперы и балета, ни цирка - только клубы, дискотеки, бары, казино и прочие сегодняшние развлечения. Конечно, я хочу вернуться. Сейчас любовь к родине у меня совсем другая. Такая идет от души, духовная, что ли... Но мне приезжать некуда.
Похоронил в Америке мать. Дочери 14 лет, она сейчас живет с женой. Сыну 19 - он самостоятелен. Дети не пошли по моим стопам, хотя вижу: сын стремится. В США сложно в сфере музыки. «Погоду делает» рэп.
- Вы сказали, что тоскуете по родине, но в США есть таджикская диаспора. Вы не пробовали обратиться туда, чтобы хотя бы время от времени встречаться с бывшими земляками?
- Знаю, что в Нью-Йорке есть диаспора бухарских евреев, но об исконно таджикской диаспоре я не слышал. И вообще, в Америке все становятся чужими друг другу, теряют традиции. Важную роль здесь играют деньги.
- С какой целью через многие годы вы решили все-таки приехать в Таджикистан?
- В Таджикистане у меня много друзей и знакомых. Я вернулся через 21 год, но будто и не уезжал. Друзья пришли ко мне на встречу прямо на следующий день. А один и них просто ошеломил: колено свое преклонил и руки начал целовать. В свое время я часто помогал друзьям-коллегам в профессиональном плане. Но остаться здесь, как бы ни было прискорбно, не могу. Я не смогу здесь даже заработать.
- В Америке вы живете на одну только пенсию. Каково это - быть американским пенсионером?
- Ежемесячно я получаю 700 долларов. На эти деньги жить можно, но трудно. Мне дополнительно помогают различные благотворительные организации. Несколько лет назад с их помощью мне сделали операцию по пересадке сердца. Сам бы я никогда не смог этого сделать. Это очень крупная сумма.
- У вас были проблемы с сердцем?
- Я эмоционально многое пережил. В том числе, разлуку и ностальгию по своему родному Таджикистану.
Я тяжело переносил расставание по всему тому, к чему привык. Хоть и было в Душанбе так, что мне есть было нечего, все равно, это - часть моего сердца. Без преувеличения.
В течение этих долгих двадцати лет моего пребывания в Штатах я до сих пор вижу сны и даже говорю в них по-таджикски. Мне порой очень тяжело. Здесь, в Таджикистане, у меня было все: работа, слава, социальный статус и благополучие. Все в моей жизни было расписано на два года вперед. Хорошо там, где нас нет. Еще лучше там, где ты родился, где твоя земля, где твои родители, семья, друзья, соседи... Говорят: «Кучое, ки хуни нофат рехтааст, он чо ватани туст» (Там, где отрезали тебе пупок, там и твоя родина).
- Можно личный вопрос? Скажите, после расставания с женой вы не пытались устроить свою личную жизнь?
- К сожалению, нет. Больше я не женился. Однако, хотя по статистике считаюсь еще нестарым, скажем так. я - «сохранившийся» старик. Хотя и родился в 1937 году, не считаю себя стариком. Поэтому приехал в Душанбе найти свою спутницу жизни. Один мой друг, режиссер на днях пошутил «Тебе нужно непременно в Куляб!
У тебя норов горячий, и тебя сразу кулябские девушки полюбят». Кто-то, может, на это посмотрит отрицательно: «Куда, мол, старик? Уже давно пора внуков растить». Но внуки вырастут и сами найдут свою дорогу. У меня четверо детей, и у них свой путь. Родственные отношения с моими детьми начинаются и заканчиваются телефонными звонками.
- Расскажите, пожалуйста, о своем творчестве. За эти двадцать лет как вы развивались как композитор, у вас есть что-то новое?
- Я, действительно, не сидел без дела, творил. Но скажу честно, все валяется на полках. Раньше за три дня я мог сочинить три симфонические картины. Я приносил свои записи в студии, и, как принято - мною восхищались, говорили льстивые фразы о том, как это прекрасно. Но дальше этого ничего не шло. Улыбались. Обещали перезвонить. И тишина. Я понял опять и еще раз: деньги играют там большую роль. Зато я написал три повести - «Дети орешника», «Долгий разбег» и на таджикском языке «Чар-хи фалак» (Колесо судьбы). К сожалению, они до сих пор пылятся на полке, так как в Америке все книги издаются за свой счёт.
- Скажите, вам не обидно за свою судьбу известного кинокомпозитора?
- Конечно, обидно, и еще как! Труд композитора остается в стороне, а на виду только исполнитель. Более того, они еще авторские получают. Если бы мне каждый исполнитель хотя бы по рублю передавал - я стал бы миллионером. Защита интеллектуальной собственности и авторских прав, как в России, так и Таджикистане, очень «хромает».
- А теперь расскажите об истории рождения песни «Это было, было» из кинофильма про Джуру-охотника, которая живет уже 30 лет. Я - представитель третьего поколения, выросла на этой песне и знаю ее наизусть. Как вам удалось создать такой тонкий и чувственный шедевр? Меня удивляет, что в ваших творениях столько проникновенных мотивов Востока. Вспомнить хотя бы ваш «Персиковый сад» из фильма «Последняя ночь Шахерезады»...
- Поначалу я написал песню о джинне (напевает: «Джинн, джинн, джинн, добрый джинн...»). Она прозвучала в одном из детских кинофильмов. Потом в моем творчестве все резко и спонтанно изменилось: я создал то, на чем выросло целое поколение. Скажу даже больше: я записал совсем неизвестного исполнителя - Владимира Руля, хотя мне предлагали более известных. Помню, говорили, что моя песня умрет через три года. Но я ее написал 30 лет назад так, чтобы она прожила долгую жизнь. Гарантирую: пока жив, моя песня будет жить. Я написал ее с глубоким пониманием строки и мелодии. И там хороший вокал. Что касается восточных мотивов, так я понимаю и пою на таджикском.
Я изучал таджикское творчество, рос среди таджиков и впитал эту среду с детства. И другой не знал.
- Что вы - композитор советского периода, думаете о современной музыке?
- Для того чтобы создавать хорошие композиции, необходимы определенные знания. Знания о том, как правильно строить произведения, постепенно появляются в процессе общения с музыкой классиков - Бах, Бетховен, Моцарт, Шопен... Даже рэп берет свои истоки от оперного речитатива. Сейчас во время компьютеризации очень популярным стало делать аранжировки классических мелодий великих композиторов. К примеру, аранжировка «Кармен-сюиты» Бизе. Но скажу сразу, надо быть очень профессионально и предельно осторожным при аранжировке. Сегодня расплодилось много «звезд-однодневок». Очень важно найти золотую середину: чтобы текст сочетался с мелодией, музыкальный ряд впитывал в себя музыкальный текст, чтобы в итоге получить нечто звучное. Ведь музыкальная ткань проникает вглубь человеческого организма, насыщает каждую его клетку и становится его внутренним содержанием.
- Геннадий Сергеевич, в чем, по-вашему, смысл жизни?
- Мне очень тяжело ответить на этот вопрос сейчас. Думаю, смысл в том, что ты живешь...
Фарангис Усманова
Похожие новости:
Я снова дома
Искусствовед из США Елена Нева спустя 23 года приехала в Таджикистан, чтобы продолжить некогда начатое дело...
Толиб Шахиди & Мехди Бемани: творческий тандем
Все в этой жизни случается однажды. Вот так однажды в один прекрасный день встретились два талантливых человека и начали создавать потрясающие совместные проекты.
Возвращение Манижи
«Зеленая трава» таджикского происхождения на российском шоу-рынке - Манижа Хамраева, она же Ру.Кола, она же Манижа-Пассатижа готовит новый проект «Манижа». Подробнее о нем певица рассказала VIPzone.
История первая: «Хна на мизинце»
Они познакомились в американском колледже. Он - Сухроб Маннонов, таджикский парень, выпускник Таджикского технического университета и бывший «азиат» - менеджер Asia-Plus, уехавший в Америку учиться.
Ода Бахе
Это не опечатка, и речь идет не о знаменитом композиторе Иоганне Себастьяне Бахе. Посвящаю эти строки уличному рэперу, кумиру таджикской молодежи по имени Баха-84.
Баха-84: «Не могу жить без рэпа»
Он показал свою неординарность. Наша встреча состоялась не в какой-нибудь кафешке или дома, как обычно принято, а в …садике, на скамейке. По-хулигански. Под гитару. Причем, к концу интервью садик закрыли, и мне, 40-летней тетке, пришлось вспоминать детство и перелазить через забор.
Популярные новости
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
Статьи >> Все статьи
TopVideo: два года с вами!
22.03.2014
В конце уходящего года команда TopVideo отметила свое двухлетие и в рамках празднования дня основания видеохостинга объявила конкурс -«Самое лучшее видеопоздравление».
Обложка >> Все статьи
Шохрух Саидов. Не представитель «золотой молодежи»
Несмотря на молодость, этот человек уже сейчас узнаваем в обществе. Имея два высших образования - экономическое и юридическое, он «болеет» футболом и не боится один пуститься в преследование за кабаном. Гость VipZone- глава футбольного клуба «Истиклол» Шохрух Саидов.
«Сомон Эйр». Философия успеха
Согласитесь, что любая наша поездка начинается с выбора авиакомпании. И многие наши соотечественники выбирают для безопасного полета компанию «Сомон Эйр», где на борту воздушного судна вы всегда можете почувствовать себя желанным гостем. О составляющих успеха ведущей авиакомпании страны размышляет ее генеральный директор г-н Ллойд Пакстон.