Журнал VIPzone » Люди » Колумнист » Философия греха: Зависть
Философия греха: Зависть
Наш автор – писатель и философ Зафарджон Юсуфи считает зависть особенностью таджикского характера.
В учебниках по психологии зависть трактуется как «одно из неприятных чувств человека, которое вызывается раздражением и неудовольствием, связанным с успехами и благополучием других людей».
Зависть всегда считали грехом, одной из причин нервных заболеваний, чувством, разрушающим человека. И это чувство настолько просочилось в нашу кровь, что мы уже завидуем всему, что нас окружает.
Долгое и пристальное изучение человеческой личности сегодня позволяет мне утверждать,что зависть – это тот грех, который объединяет всех таджиков. Наряду с таджикскими лепешками, таджикским гостеприимством - это наше народное «достояние». Это то, что нам досталось от предков…
Мы, таджики, всегда были бедными. И как бы мы ни кичились нашими предками – они тоже были бедняками. Богатство и достаток, если и были у них - то мимолетные, как и в нашей с вами жизни. «Голышом все мы рождаемся – голышом свою жизнь прожить ухитряемся», это точно про нас. Даже во времена Советского Союза, где предполагалось отсутствие самого понятия бедности, в сравнении с другими четырнадцатью республиками, наша Таджикская ССР была самой отсталой и бедной среди своих «братьев и сестер». Правда, с нами тогда в бедности жила и Туркменская республика (те, кто не верит, могут заглянуть в «Экономическую историю СССР»), но, в отличие от нас, после приобретения независимости Туркменистан сейчас процветает, как никогда, а мы так и остались самой бедной и отсталой страной в СНГ. Это наше «клише», и с этим ничего не поделаешь.
Зависть– это сравнение. А по сравнению с другими народами, как бы это обидно ни звучало, мы – никто. Мы - дешевая рабочая сила, лакеи у других государств. И это чувство собственной несостоятельности в сравнении с постоянным успехом и благополучием других развило у нас эту болезнь.
Оглянитесь вокруг. Чем незначительнее социальная дистанция между нами и объектом нашей зависти,тем ярче и острее она у нас проявляется. А слишком большое различие в статусе,возрасте, достижениях притупляет это наше чувство. Мы больше завидуем подруге, которая купила новый мобильный телефон, нежели толстосуму, отхапавшему себе в собственность половину нашего города.
И несмотря на то, что большинство из нас утверждают, что они не завистливы, это неправда. Как только появляются нотки сравнения, чувство досады, неприятные ощущения, желание обладать этим же – это уже зависть.
Завидуют все. Зависть распространяется среди бедных и богатых, религиозных и нерелигиозных, образованных и необразованных.
Потому что зависть – это, прежде всего, постоянное сравнение себя с другим человеком. И если в результате этого сравнения вы находите, что у вас что-то хуже, чем у него, вы уже чувствуете себя очень некомфортно, у вас резко портится настроение.
Удивительно, но, кажется, наше правительство, само ясно осознавая эту болезнь общества, специально издало Закон «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан», а попросту - закон «О всеобщей зависти», в котором статья 1 гласит,что «целью настоящего закона являются защита социальных интересов народа Таджикистана, содействие снижению уровня бедности и предотвращение излишних расходов, наносящих серьёзный ущерб экономическим интересам и моральным устоям жизни граждан…».
Серьезный ущерб моральным устоям… Посмотрите на себя со стороны. Знакомо ли вам это чувство? Когда вы узнали, как отметил свадьбу ваш сосед, искорка негодования уже закралась в ваше сердце, и вы твердо решили, что во что бы то ни стало, но ваша свадьба непременно должна быть лучше, чтобы его переплюнуть. Если у него на свадьбе было 20 машин, то у вас, как минимум, должно быть 25. И неважно, будут у вас на это деньги или нет, залезете «по уши в долги», главное – достойный ответ. Чтобы не выглядеть перед соседями хуже. Чтобы никто не посмеялся. Ведь это очень важно - «что скажут соседи». Это и есть наше запредельное счастье, смысл жизни.
Вспоминается случай 20-летней давности. Будучи студентом московского вуза, я приехал на свадьбу сестры в Душанбе вместе со своими однокурсниками-москвичами. После первых дней знакомства с городом друг Рафаэль удивленно спросил: «А почему у вас все одинаково одеваются?» Тогда среди мужчин было модно носить белую рубашку с нашивкой на кармане, которая по тем меркам стоила очень дорого. Но боевики-бизнесмены приобретали этот последний писк моды, несмотря на ни что, как бы не отстать от партнера или друга по оружию. Вот и все мужчины «зашиковали» на свадьбе сестры.
- Это у нас обычай такой: «жить как все», «одеваться как все», – с улыбкой ответил я тогда. Друг не понял моей иронии…
Зависть, к сожалению, привилась, приросла к нашему «я» не сегодня, не вчера и не за время двадцатилетней независимости республики. Помню, как еще в детстве мы с отцом гостили у его друга, который жил в соседней республике. Меня удивили богатство и роскошь, в которой он жил. Я не мог тогда понять, как это может быть: все мы проживаем в одной стране - СССР, друг отца тоже был врачом, получал такую же зарплату, как и мой отец, но их уровень жизни сильно отличался от нашего. Я тогда по детской наивности спросил родителя: «Папа, почему у дяди так хорошо жить, а у нас нет? Разве у нас мало денег?» «Вовсе нет, сынок, – с грустью ответил отец.– И у нас тоже денег хватает на достойную жизнь, но если мы построим такой же дом, купим такую же машину или просто покрасим забор, тут же сосед напишет анонимное письмо куда следует. А назавтра не оберешься проблем: начнутся визиты в КГБ, ОБХСС и другие серьезные органы. Не дай Бог, если у нас кто-то начнет выделяться из толпы. Поэтому все мы должны жить одинаково». «Но у них ведь тоже есть соседи и КГБ», – не успокаивался я. «Да, но их соседи не так переживают за благосостояние других. Наши – особенные».
Полагаю, пора каждому из нас задуматься: чему или кому мы сегодня завидуем? Другу,соседу, партнеру, коллеге? Необходимо по капельке выдавливать это чувство из нашего сердца, иначе зависть, как червь, разъест наше нутро, и мы сами пострадаем от этого.
Религиозное учение гласит: первым, кто испытал зависть, был сатана (шайтан). А Каин был первым человеком на Земле, который позавидовал другому - своему брату Авелю. Так что же мы, таджики – есть прямые потомки Каина? Не хочется верить в это…
Мне нравится высказывание французского литератора Антуана де Ламотта, который изрек однажды: «Зависть – невольная дань уважения, которую ничтожество платит достоинству».
Не позволяйте себе почувствовать себя ничтожеством!
«Зависть – это сравнение»
«Мы больше завидуем подруге, которая купила новый мобильный телефон, нежели толстосуму, отхапавшему себе в собственность половину нашего города».
В учебниках по психологии зависть трактуется как «одно из неприятных чувств человека, которое вызывается раздражением и неудовольствием, связанным с успехами и благополучием других людей».
Зависть всегда считали грехом, одной из причин нервных заболеваний, чувством, разрушающим человека. И это чувство настолько просочилось в нашу кровь, что мы уже завидуем всему, что нас окружает.
Долгое и пристальное изучение человеческой личности сегодня позволяет мне утверждать,что зависть – это тот грех, который объединяет всех таджиков. Наряду с таджикскими лепешками, таджикским гостеприимством - это наше народное «достояние». Это то, что нам досталось от предков…
Мы, таджики, всегда были бедными. И как бы мы ни кичились нашими предками – они тоже были бедняками. Богатство и достаток, если и были у них - то мимолетные, как и в нашей с вами жизни. «Голышом все мы рождаемся – голышом свою жизнь прожить ухитряемся», это точно про нас. Даже во времена Советского Союза, где предполагалось отсутствие самого понятия бедности, в сравнении с другими четырнадцатью республиками, наша Таджикская ССР была самой отсталой и бедной среди своих «братьев и сестер». Правда, с нами тогда в бедности жила и Туркменская республика (те, кто не верит, могут заглянуть в «Экономическую историю СССР»), но, в отличие от нас, после приобретения независимости Туркменистан сейчас процветает, как никогда, а мы так и остались самой бедной и отсталой страной в СНГ. Это наше «клише», и с этим ничего не поделаешь.
Зависть– это сравнение. А по сравнению с другими народами, как бы это обидно ни звучало, мы – никто. Мы - дешевая рабочая сила, лакеи у других государств. И это чувство собственной несостоятельности в сравнении с постоянным успехом и благополучием других развило у нас эту болезнь.
Оглянитесь вокруг. Чем незначительнее социальная дистанция между нами и объектом нашей зависти,тем ярче и острее она у нас проявляется. А слишком большое различие в статусе,возрасте, достижениях притупляет это наше чувство. Мы больше завидуем подруге, которая купила новый мобильный телефон, нежели толстосуму, отхапавшему себе в собственность половину нашего города.
И несмотря на то, что большинство из нас утверждают, что они не завистливы, это неправда. Как только появляются нотки сравнения, чувство досады, неприятные ощущения, желание обладать этим же – это уже зависть.
Завидуют все. Зависть распространяется среди бедных и богатых, религиозных и нерелигиозных, образованных и необразованных.
Потому что зависть – это, прежде всего, постоянное сравнение себя с другим человеком. И если в результате этого сравнения вы находите, что у вас что-то хуже, чем у него, вы уже чувствуете себя очень некомфортно, у вас резко портится настроение.
Удивительно, но, кажется, наше правительство, само ясно осознавая эту болезнь общества, специально издало Закон «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан», а попросту - закон «О всеобщей зависти», в котором статья 1 гласит,что «целью настоящего закона являются защита социальных интересов народа Таджикистана, содействие снижению уровня бедности и предотвращение излишних расходов, наносящих серьёзный ущерб экономическим интересам и моральным устоям жизни граждан…».
Серьезный ущерб моральным устоям… Посмотрите на себя со стороны. Знакомо ли вам это чувство? Когда вы узнали, как отметил свадьбу ваш сосед, искорка негодования уже закралась в ваше сердце, и вы твердо решили, что во что бы то ни стало, но ваша свадьба непременно должна быть лучше, чтобы его переплюнуть. Если у него на свадьбе было 20 машин, то у вас, как минимум, должно быть 25. И неважно, будут у вас на это деньги или нет, залезете «по уши в долги», главное – достойный ответ. Чтобы не выглядеть перед соседями хуже. Чтобы никто не посмеялся. Ведь это очень важно - «что скажут соседи». Это и есть наше запредельное счастье, смысл жизни.
Вспоминается случай 20-летней давности. Будучи студентом московского вуза, я приехал на свадьбу сестры в Душанбе вместе со своими однокурсниками-москвичами. После первых дней знакомства с городом друг Рафаэль удивленно спросил: «А почему у вас все одинаково одеваются?» Тогда среди мужчин было модно носить белую рубашку с нашивкой на кармане, которая по тем меркам стоила очень дорого. Но боевики-бизнесмены приобретали этот последний писк моды, несмотря на ни что, как бы не отстать от партнера или друга по оружию. Вот и все мужчины «зашиковали» на свадьбе сестры.
- Это у нас обычай такой: «жить как все», «одеваться как все», – с улыбкой ответил я тогда. Друг не понял моей иронии…
Зависть, к сожалению, привилась, приросла к нашему «я» не сегодня, не вчера и не за время двадцатилетней независимости республики. Помню, как еще в детстве мы с отцом гостили у его друга, который жил в соседней республике. Меня удивили богатство и роскошь, в которой он жил. Я не мог тогда понять, как это может быть: все мы проживаем в одной стране - СССР, друг отца тоже был врачом, получал такую же зарплату, как и мой отец, но их уровень жизни сильно отличался от нашего. Я тогда по детской наивности спросил родителя: «Папа, почему у дяди так хорошо жить, а у нас нет? Разве у нас мало денег?» «Вовсе нет, сынок, – с грустью ответил отец.– И у нас тоже денег хватает на достойную жизнь, но если мы построим такой же дом, купим такую же машину или просто покрасим забор, тут же сосед напишет анонимное письмо куда следует. А назавтра не оберешься проблем: начнутся визиты в КГБ, ОБХСС и другие серьезные органы. Не дай Бог, если у нас кто-то начнет выделяться из толпы. Поэтому все мы должны жить одинаково». «Но у них ведь тоже есть соседи и КГБ», – не успокаивался я. «Да, но их соседи не так переживают за благосостояние других. Наши – особенные».
Полагаю, пора каждому из нас задуматься: чему или кому мы сегодня завидуем? Другу,соседу, партнеру, коллеге? Необходимо по капельке выдавливать это чувство из нашего сердца, иначе зависть, как червь, разъест наше нутро, и мы сами пострадаем от этого.
Религиозное учение гласит: первым, кто испытал зависть, был сатана (шайтан). А Каин был первым человеком на Земле, который позавидовал другому - своему брату Авелю. Так что же мы, таджики – есть прямые потомки Каина? Не хочется верить в это…
Мне нравится высказывание французского литератора Антуана де Ламотта, который изрек однажды: «Зависть – невольная дань уважения, которую ничтожество платит достоинству».
Не позволяйте себе почувствовать себя ничтожеством!
«Зависть – это сравнение»
«Мы больше завидуем подруге, которая купила новый мобильный телефон, нежели толстосуму, отхапавшему себе в собственность половину нашего города».
Метки: зависть, грех
Похожие новости:
Если кажется, что муж изменяет...
Брак существует не в изолированной среде, и мы не можем запретить своему партнеру общаться с другими людьми. Очень непростым вопросом является определение оптимальной границы в поведении супруга между эмоциональным общением и изменой. Важно взаимное понимание по поводу того, что мы можем, а чего не можем позволить ему в отношениях с другими. Что мы будем считать изменой, а что - наличием
Научиться любви: как и у кого?
Что касается любви, тут существует некоторый парадокс. С одной стороны, все признают ее важность и обязательность наличия в близких отношениях, а с другой - никто любви специально не обучается. До сих пор существует мнение, что любовь является неким даром свыше - и тут уж как повезет.
Можно ли прийти к согласию спустя много лет?
Во многих семьях братья и сестры не слишком хорошо ладят друг с другом. Однако, убеждает семейный психотерапевт, взрослея, мы можем преодолеть давние конфликты и начать наконец получать настоящую радость от общения с родными людьми.
История первая: «Хна на мизинце»
Они познакомились в американском колледже. Он - Сухроб Маннонов, таджикский парень, выпускник Таджикского технического университета и бывший «азиат» - менеджер Asia-Plus, уехавший в Америку учиться.
Популярные новости
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
Статьи >> Все статьи
TopVideo: два года с вами!
22.03.2014
В конце уходящего года команда TopVideo отметила свое двухлетие и в рамках празднования дня основания видеохостинга объявила конкурс -«Самое лучшее видеопоздравление».
Обложка >> Все статьи
Шохрух Саидов. Не представитель «золотой молодежи»
Несмотря на молодость, этот человек уже сейчас узнаваем в обществе. Имея два высших образования - экономическое и юридическое, он «болеет» футболом и не боится один пуститься в преследование за кабаном. Гость VipZone- глава футбольного клуба «Истиклол» Шохрух Саидов.
«Сомон Эйр». Философия успеха
Согласитесь, что любая наша поездка начинается с выбора авиакомпании. И многие наши соотечественники выбирают для безопасного полета компанию «Сомон Эйр», где на борту воздушного судна вы всегда можете почувствовать себя желанным гостем. О составляющих успеха ведущей авиакомпании страны размышляет ее генеральный директор г-н Ллойд Пакстон.